Александр Риман

Отель «Гаага», или Враг у ворот

(Международный суд ООН и современное «решение еврейского вопроса»)

В ночь с 15 на 16 февраля на одном из российских телеканалов был показан полузабытый фильм режиссера Станислава Ростоцкого «Майские звезды», который впервые был выпущен в прокат еще 45 лет назад - в 1959 году. Драматические события, отображенные в кинокартине, разворачиваются в Чехословакии в первые дни и недели после окончания Второй мировой войны. Один из персонажей фильма – некий чех (или, судя по ряду косвенных намеков, чешский еврей), по фамилии Новак, возвращается домой, в свой родной город Прагу после пятилетнего пребывания в Освенциме. Его жена была отправлена немцами в Терезин – «образцовое» гетто, созданное гитлеровцами в 60 километрах от столицы Чехословакии, и о ее судьбе пану Новаку пока ничего неизвестно.
Однако самому Новаку повезло. Во-первых, он выжил в нечеловеческих условиях нацистской «фабрики смерти», а во-вторых, возвращаясь домой, встретил добрых и отзывчивых людей – солдат Красной Армии. Они заметили изможденного «лагерника», с трудом передвигавшегося пешком по пыльной дороге, и организовали ему «тремп» до самой Праги на попутном грузовике. В ходе дружеской беседы с паном Новаком советские бойцы обратили внимание на надпись, аккуратно выведенную белой краской на потертом чемодане бывшего узника. Надпись гласила: «Отель Освенцим». Один из молодых солдат, который ничего не слыхал об этом концлагере, поначалу не понял горькой иронии чемоданной надписи и даже спросил Новака, где именно находится упомянутый «отель». Однако старший товарищ несмышленого бойца сразу догадался, о чем идет речь, и решил не задавать освобожденному «лагернику» никаких лишних вопросов…
Этот эпизод заставляет нас снова вспомнить об одной важной детали, без которой трудно понять историю Холокоста, точнее, причину того «успеха», которого достигли немцы в деле «окончательного решения еврейского вопроса». Руководители гитлеровских министерств и ведомств, занимавшихся разработкой соответствующих «гуманитарных» планов, в своем крупномасштабном проекте всегда уделяли большое внимание психологическому фактору. Поэтому, например, «культурные евреи» из стран Центральной и Западной Европы обычно прибывали к месту уничтожения в комфортабельных железнодорожных вагонах со всеми удобствами. Нередко они покупали билеты до места назначения и даже получали от заботливых немецких организаторов путешествия официальные документы на размещение в отеле «Освенцим» или в санатории «Треблинка» (разумеется, тоже не бесплатно)…
Как доказали современные историки, лидеры стран антигитлеровской коалиции уже в 1942 году хорошо знали, что на самом деле происходит в гитлеровских «отелях» и «санаториях», но не сделали абсолютно ничего, чтобы предотвратить уничтожение европейских евреев. Сегодня влиятельные лидеры всемирной организации, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, предлагают представителям Израиля прибыть на Международный суд в Гаагу, чтобы там стать объектом «показательной порки» из-за строительства «разделительного забора на спорных территориях». Фактически наше государство хотят наказать за нежелание обеспечить свободный доступ вглубь страны палестинским террористам-самоубийцам, жертвами которых за последние годы стали сотни мирных граждан Израиля. Прогрессивная международная общественность в лице своих лучших представителей, заседающих в судебных палатах гаагского суда, спешит предотвратить завершение строительства «забора безопасности» почему-то именно тогда, когда он уже начал доказывать свою эффективность.
Можно по-разному относиться к самой идее строительства «разделительной стены» в центре исторической территории Страны Израиля, но факт остается фактом: со времени начала возведения этого инженерного сооружения количество терактов с участием террористов-самоубийц в наших крупных городах резко снизилось. Соответственно, существенно уменьшилось и число жертв террора. Но, по-видимому, именно это обстоятельство и не устраивает кого-то в высоких коридорах ООНовского небоскреба… К этой болезненной теме мы еще вернемся несколько позже, а пока обратим внимание на другие   проблематичные моменты, связанные с данным вопросом, а именно: неопределенную и  непоследовательную позицию представителей израильского правительства по отношению к гаагскому суду и вытекающие из этого последствия.
                                  

Патриотизм со скидкой

В начале прошлой недели в газете «Едиот ахронот» было опубликовано рекламное объявление новой «амуты» (добровольного товарищества) во главе с адвокатом Шахаром Эрвином. Текст объявления гласил, что все израильтяне, желающие поддержать позицию своего правительства во время проведения Международного суда в Гааге, который должен начаться 23 февраля, могут обратиться в «амуту» с красивым названием «Гражданская коалиция» и получить билеты в Голландию с большой скидкой. Как оказалось, сознательных граждан, желающих проявить свой патриотизм при наличии определенных финансовых льгот, в нашей стране нашлось немало: за несколько дней в список на получение удешевленных билетов было внесено почти шестьсот человек.
Правда, в конце все той же, богатой событиями прошедшей недели выяснилась одна мелочь. После длительных дебатов и колебаний наше правительство приняло решение не посылать в Гаагу официальную делегацию. Таким образом, хорошо разрекламированная политическая акция товарищества «Гражданская инициатива» практически потеряла всякий смысл. Ведь направлена она была на поддержку позиции правительства, в то время как само правительство почему-то отстаивать свою позицию в Гааге не захотело…
Именно тогда, когда стало известно о фактическом провале патриотической инициативы «Гражданской коалиции» (то есть в начале нынешней недели), другая группа израильских граждан без всякой рекламной шумихи пешком отправилась в более короткое, но, на мой взгляд, не менее важное путешествие – из поселений Гуш-Катифа в Иерусалим. По дороге к ним присоединились жители Сдерота и других городов и поселков Северо-Западного Негева. Жители некоторых из них (например, Сдерота) уже почувствовали, что называется, на собственной шкуре, все «прелести» нерешительной, половинчатой позиции действующего правительства по отношению к террористам, базирующимся в секторе Газа. Другие – ну, например, обеспокоенные обитатели Нетивота - прекрасно понимают, какие блестящие перспективы ожидают их уютный город в случае реализации «плана Шарона», предусматривающего «одностороннюю эвакуацию» евреев из поселений района Гуш-Катиф.
Как житель южного региона, могу засвидетельствовать: почти никто в наших краях не сомневается в том, что если израильская армия, вслед за еврейскими поселенцами, покинет сектор Газа, то на наши головы наверняка полетят уже не полукустарные «касамы», а, как минимум, осколочные ракеты, выпущенные установками типа «Катюша». Кстати, такая же перспектива наверняка ожидает и жителей более крупных городов, например, курортного Ашкелона. О том, что жители Негева и южной части приморской равнины не одиноки в своих опасениях, свидетельствует, хотя бы, весьма осторожная позиция американской администрации, представители которой пока не выразили бурного восторга по поводу «одностороннего плана Шарона».
Официальные лица на Капитолийском холме заявили, что предложения израильского премьера «нуждаются в тщательном изучении», и на это есть немало причин. Одна из них - опыт Южного Ливана, где хорошо укрепленные позиции, оставленные ЦАХАЛом в мае 2000 года, заняли не солдаты, подчиненные законному бейрутскому правительству, а боевики «Хизбаллы». Исходя из этого весьма красноречивого прецедента, вряд ли приходится сомневаться в том, что, в случае отступления нашей армии из сектора Газа, вся полнота власти в этом бурлящем отстойнике палестинского террора непременно окажется в руках ХАМАСа…

Еврейская ромашка

И все же, несмотря на наличие животрепещущих проблем внутри Израиля, решение которых вовсе не требует обязательного «хождения за три моря», актуальный еврейский вопрос («ехать – не ехать») применительно к приближающемуся Международному суду в Гааге выглядит не таким простым, как кажется на первый взгляд. Некоторые политические обозреватели и видные представители израильского истеблишмента сочли однозначно ошибочным новый демарш официального Иерусалима, который решил проигнорировать гаагский процесс.
Аргументы и опасения сторонников ответа «Ехать!» лучше всех высказал, пожалуй, Шломо Авинери – опытный политический «зубр», дипломат и публицист, представляющий позицию «левого лагеря». Еще около тридцати лет назад, в годы первой каденции Ицхака Рабина на посту премьер-министра, Авинери занимал должность Генерального директора Израильского МИДа. После ухода на заслуженный отдых семидесятилетний мидовский «номенклатурщик» не утратил своих связей в «элитных сферах», и потому он до сих пор прекрасно разбирается во всех тонкостях как «домашней», так и международной политической кухни.
  В начале нынешней недели, 15 февраля, в газете «Едиот ахронот» была опубликована небольшая, но очень яркая статья Шломо Авинери под названием «Я обвиняю» - гаагский вариант». Публикация сопровождалась красноречивым подзаголовком: «Сегодня мы упускаем уникальный шанс сказать правду об ООН». В начале статьи Ш. Авинери напоминает читателям, что Международный суд в Нидерландах будет обсуждать по просьбе палестинцев законность возведения Израилем «забора безопасности» вовсе не как очередную проблему двусторонних отношений между нами и нашими беспокойными соседями. Главный пункт выдвигаемого против нашей страны юридического обвинения сформулирован иначе. В нем идет речь об игнорировании официальными властями Израиля решения ООН, признавшего строительство злополучного забора (по крайней мере, в его нынешнем виде) незаконной акцией, идущей вразрез с принципами взаимной открытости и международного сотрудничества. То есть именно теми принципами, приоритетность которых вот уже столько лет декларирует Организация Объединенных Наций.
Однако как раз в этой ситуации, по мнению Авинери, на нынешнем гаагском суде Израиль мог бы резко улучшить свой имидж во всем мире, превратившись из государства-«обвиняемого» в страну (или, если говорить юридическим языком, «сторону») обвиняющую. Другими словами, в Гааге сейчас могло бы произойти приблизительно то же самое, что случилось более ста лет назад на знаменитом «процессе Дрейфуса» в Париже. Кстати, именно тогда французский писатель Эмиль Золя написал свой знаменитый памфлет «Я обвиняю», в котором сумел вскрыть гнилую антисемитскую подоплеку всего процесса, где судебные инстанции на самом деле меньше всего интересовала реальная виновность или невиновность офицера французской армии Альфреда Дрейфуса…
В своей статье, заглавие которой заставляет вспомнить нас о разгуле антисемитизма в конце XIX века, Шломо Авинери не только декларирует общие принципы возможного поведения израильской делегации в Гааге (при условии, что она все же туда поедет). Он дает вполне конкретные исторические примеры, на которые могли бы опираться израильские юристы и дипломаты, демонстрируя перед всей мировой общественностью двуличие и неискренность руководства Организации Объединенных Наций в процессе решения (точнее, не решения) различных международных проблем.
                                 

«Мы - за мир, и песню эту разнесем по белу свету…»

Первое, на что предлагает обратить внимание Авинери, – это события 1948-1949 годов, когда молодое еврейское государство подверглось неприкрытой агрессии со стороны пяти арабских стран. В этой ситуации Египет, Сирия, Ливан, Иордания и Ирак грубо нарушили решение ООН от 29 ноября 1947 года, согласно которому бывшая подмандатная Палестина утрачивала статус британской колонии и должна была стать местом создания двух независимых государств – еврейского и арабского.
Руководство сионистского движения во главе с Хаимом Вейцманом и Давидом Бен-Гурионом приняло план раздела Палестины, хотя еврейскому государству, согласно решению ООН, отводилось всего 14 тысяч квадратных метров территории – без Беэр-Шевы и Ашдода, Яффо и Нагарии… Что уж говорить об Иерусалиме, который должен был, вместе с Бейт-Лехемом, получить некий «международный статус»! Тем не менее, именно арабские страны, а не «кровожадные сионисты», единодушно отвергли план, утвержденный ООН, и 15 мая 1948 года начали войну на уничтожение Израиля. Однако ни Генеральная ассамблея, ни другие руководящие органы Организации Объединенных Наций ни словом, ни делом не осудили тогда арабский беспредел.
Зато двадцать лет спустя все ооновские структуры дружно и единодушно заклеймили позором «израильскую агрессию». Это произошло сразу же после того, как в июне 1967 года ЦАХАЛ нанес превентивный удар по врагу, всегда открыто говорившему о своей решимости разгромить Израиль и «сбросить всех  евреев в море». Приблизительно за месяц до начала очередной арабо-израильской войны «миротворческие силы ООН», под грубым нажимом египетского президента Насера, были поспешно выведены с Синайского полуострова…
Впрочем, Организация Объединенных Наций проявляла и проявляет политику двойного стандарта не только в процессе «мирного решения арабо-израильского конфликта». Шломо Авнери напоминает своим читателям о том, что, занимаясь практически все время «проблемами палестинских беженцев», различные структуры ООН не обращают почти никакого внимания на страдания других народов, например, двадцати миллионов курдов, не имеющих своего государства и преследуемых во всем мире.
Руководство самой влиятельной международной организации совсем недавно с абсолютным равнодушием взирало на то, как режим Саддама Хусейна применял против мирного курдского населения запрещенное конвенциями ООН химическое оружие, а Турция «утюжила» мятежные курдские поселки «ковровыми бомбардировками» с воздуха… Далее Шломо Авинери напоминает о полном безразличии ООН и к беспрецедентной гуманитарной трагедии, которая около десяти лет назад произошла в экваториальной Африке, а точнее, в маленьком государстве Руанда. Там в начале 1994 года за три с половиной месяца погибли около миллиона человек – в основном, представителей племени тутси.
На этой трагедии следует остановиться подробнее, тем более, что 6 февраля нынешнего года в пятничном приложении «Софшавуа» (газета «Маарив») трагедии в Руанде была посвящена большая статья журналиста Арика Бахара, под названием «Катастрофа в прямом эфире». В ней он приводит неопровержимые доказательства прямой ответственности за случившееся нынешнего генерального секретаря ООН Кофи Анана. Именно Анан в 1994 году был ответственным координатором действий «миротворческого контингента», направленного всемирным «Содружеством наций» специально для урегулирования руандийского конфликта.  
Арик Бахар пишет, среди прочего, о том, что канадский генерал Далер - главнокомандующий миротворческими силами ООН в Руанде – буквально завалил Кофи Анана официальными запросами, в которых излагал подробности руандийской трагедии и просил у него разрешения остановить резню. Вот как реагировал на это, если цитировать Бахара, будущий генсек Организации Объединенных Наций:
«Кофи Анан, который сегодня приложил максимальные усилия для того, чтобы припечатать Израиль «к позорному столбу» в Гааге, ответил тогда генералу Далеру, что запрещает ему какое-либо вмешательство в ход военных действий. Анан сказал, - утверждает Бахар, -  что он примет то или иное решение лишь после предварительных консультаций с одним из вождей племени хуту, по имени Хабьяримна. Тот воспользовался покровительством Анана для того, чтобы ускорить раздачу стрелкового оружия членам своего племени».
Стоит ли говорить о том, что именно в результате странной политики высокопоставленного представителя ООН, превратившего почти трехтысячный миротворческий контингент в сторонних наблюдателей руандийского геноцида, массовое истребление людей в центральной Африке в 1994 году достигло поистине невероятных масштабов. Масштабов, сравнимых, разве что, с Катастрофой еврейского народа в годы Второй мировой войны. Тем не менее, все это не помешало Анану занять пост действующего Генерального секретаря ООН. Впрочем, чему удивляться, если одним из предшественников кристально чистого африканского политика на этой престижной должности был в 1970-е годы австриец Курт Вальдхайм - бывший солдат войск СС…

«Я отвечаю за всё!»

Именно так называлось последнее крупное произведение советского писателя Юрия Германа (1910-1967), изданное ровно сорок лет назад. Название этой книги, как и двух других частей знаменитой трилогии Германа, вполне созвучно одному из главных принципов историко-культурного наследия нашего народа. Он предусматривает активную гражданскую позицию каждого еврея во всех событиях, так или иначе затрагивающих нашу общую судьбу. И с этой точки зрения абсолютно неверно искать только извне причины различных военно-политических трагедий и экономических неурядиц, обрушившихся на Израиль в последние годы.
Именно об этом говорил в интервью с журналистом газеты «Ха-Арец» Ари Шавитом выдающийся израильский писатель Аарон Аппельфельд, уроженец города Черновцы, переживший в подростковом возрасте ужасы Холокоста. В обширной публикации, появившейся в пятничном приложении газеты за 13 февраля, 72-летний автор тридцати популярных книг выражает свою серьезную обеспокоенность будущим нашей страны. И главная причина его тревоги - усиливающийся отрыв современных израильтян и, прежде всего, молодежи, от духовных корней еврейского народа.
«Я думаю, что сегодня, - говорит Аппельфельд, - евреи в Израиле ведут две войны одновременно, причем победа в каждой из них имеет жизненно важное значение для нашего народа. Первая война ведется с арабами за наше физическое выживание, а вторая – с самими собой, за сохранение еврейской духовной сущности». Пока что в обеих войнах мы терпим поражение, констатирует писатель, и продолжает:
«Быть может, одна из главных причин наших сегодняшних несчастий – это почти полная потеря современными израильтянами традиционного национально-религиозного самоуважения. Это хорошо, что многие еврейские интеллектуалы в Израиле так жалеют арабов и делают все возможное для того, чтобы облегчить их судьбу. Но, может быть, стоит немного пожалеть и евреев, посочувствовать их проблемам и выразить сопереживание боли и страданиям сыновей и дочерей собственного народа?»
К сожалению, на этот горький, но справедливый укор, высказанный Аароном Аппельфельдом, нам пока нечего ответить. Но можно вспомнить и о том, что приближающийся шаббат будет последним в уходящем еврейском месяце шват, а сразу вслед за ним наступит весенний, радостный адар. Именно в этом месяце более двух тысяч лет назад наши предки вышли из зимней спячки и, под угрозой полного истребления, смогли вновь взять свою судьбу в собственные руки. И как знать, какие чудеса нам готовит приближающийся Пурим нынешнего года…

«Новости недели», 19.02.2004   

  • Александр Лихтикман Кого судят в Гааге?
  • Моше Фейглин Левые доносчики и суд в Гааге - причины и следствия
  • Моше Фейглин Жертвы закона, жертвы "в законе", законные жертвы…
  • Hosting by TopList Rambler's Top100 Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria