Эзра Ховкин

Недельная глава «Бо»

«И чтоб ты рассказал сыну твоему и внуку, как издевался я над Египтом».
Египет стоит на пороге шестого удара. Моше-рабейну должен предупредить фараона, что если тот не отпустит евреев, будет нашествие саранчи, «и покроет она лицо земли…» Всевышний также сообщает вождю евреев: «Ибо я отягчил сердце его...»
Любавичский Ребе спрашивает: для чего нужно предупреждение, если заранее известно, что фараон не послушается и не выпустит наш народ на свободу? Сама форма предупреждения предполагает две возможности. Или человек «услышит» и наказания не последует, или - наоборот…
Но как может услышать владыка Египта слова Моше, если Всевышний специально ожесточит его сердце? А если так, какой смысл в предупреждении?.. И еще: насколько честно наказывать того, кто лишен свободы выбора? Владыка с «отягощенным сердцем» будет теперь удерживать евреев, несмотря ни на что. Как же может Всевышний, который справедливо судит весь мир, обрушить удар на голову того, у кого Он сам отнял волю?..
Ответ таков: Моше-рабейну идет к фараону, чтобы умножилось число казней египетских, чтобы евреи, во всех поколениях, вспоминали, какое наказание постигло наших мучителей.
Раши объясняет: после того, как Фараон выступил против Б-га и открыто нарушал Его волю, после того, как стало видно, что, даже раскаиваясь, человек на троне делает это ненадолго, справедливо будет, если он лишится права выбора.
Фараон в свое время заявил: «Кто такой Всевышний, чтобы я послушался Его?» И за это Всевышний воздает ему той же мерой: фараона ставят вне закона, над ним начинают издеваться.
Потерянная воля
Раши объясняет: «издеваться – значит, смеяться». «Отягощенное сердце» вовсе не означает, что владыка Египта ожесточенно, не обращая внимания на удары, будет отстаивать свою волю. Наоборот: его поступки теряют последовательность, наш враг делает то, что сам не хочет.
Предупреждение Моше определенным образом подействовало. Слуги фараона в панике, они твердят: «Отпусти этих людей!.. Неужели ты не знаешь, что гибнет Египет?!» И владыка Египта, один-единственный раз за все 10 казней, приказывает вернуть Моше и Аарона. Они приходят вновь, чтобы услышать: «Идите, служите Всевышнему!..»
Но когда Моше объясняет, что из страны рабства выйдут ВСЕ евреи, фараон опять меняет решение: не пускать! Значит, новые казни обрушатся на Египет...
  «Издевательство» состоит в следующем: непреклонный фараон, отказавшийся принять волю Творца, свою собственную волю потерял. Сначала, забыв об амбициях, он соглашается со своими прислужниками. Потом отказывается от своих слов. Фараон понимает, что держать евреев в рабстве - это значит губить свою страну, но ничего не может с собой поделать...
Читая о том, как Моше ходил к фараону, мы можем извлечь для себя один урок. Когда человек идет против Б-жественной воли, он становится игрушкой в ее руках. И не так важно, какое решение он примет: все равно дело повернется так, что евреи окажутся сильнее фараона.

Cтражи города

В журнале «Хадашот ХАБАД» (от 20 Тевета) напечатана тревожная весть. Организация с длинным названием «Иерусалимский институт по изучению Израиля» подготовила проект по передаче «исторического заповедника» в центре Иерусалима в руки международной инспекции. Заповедником прогрессирующие дяди и тети с учеными степенями называют Старый город, Храмовую гору, Котель. Невысокий бирманец или белобрысый швед будут регулировать людские потоки, принадлежащие к разным конфессиям. И на ломаном английском будут кричать, в какой черед идти молиться жидам, а когда, наоборот, дать дорогу правоверным...
Но здесь - другая песня. Пару лет назад, на ежегодной конференции в Герцлии, был представлен проект «одностороннего отключения» от палестинцев, печально известный «итнаткут». Через два года был разгромлен Гуш-Катиф.
Вырисовывается некая схема. Сначала тандем левых профессоров и продажных политиков бросает пробный шар: научный доклад, каприз высоколобых... Потом, если общество не встало на дыбы, каприз начинает обрастать плотью: продажный глава правительства дает проекту зеленый свет, приказчики с министерскими зарплатами сколачивают идее каркас и толкают ее в Кнессет и в прессу.
А дальше, если закулисная подмазка удалась, большинство наших избранников голосует «за». Те, кому по различным причинам это несподручно, уезжают на рыбалку.
Почему люди, причастные к научной или другой элите, придумывают такие жуткие проекты? Это просто: они видят, что эта земля становится НЕ ИХ. Количественно: в большинстве светских семей рождаемость - один ребенок с дробями. В большинстве религиозных - от пяти и выше. Качественно: все больше людей из их лагеря становится на путь тшувы, принося в лагерь Творца все умения, которым научились в колледжах и университетах. Идейно: «Швейцария» на ближнем Востоке не удалась, план Осло провалился. И «ецер а-ра» тянет разобрать неудавшийся проект на куски, даже если придется выгонять людей из домов или отдать Котель гоям...
Что делать? Или что не делать?
Не писать прочувствованных писем главе правительства. Не вести словесные баталии в Интернете. Не угощать ханукальными пончиками партийных лидеров и министров. Пончики они съедят, а потом двинут бульдозеры на дома поселенцев. Во всяком случае, именно так поступил Дан Халуц, новый глава Генштаба. И, простите, не устраивать шумных демонстраций в удобных для полиции местах, где-нибудь на окраине Израиля.
Нужно, необходимо, широкое общественное движение, наподобие польской «Солидарности», со своими лидерами, ячейками, планом действий не на неделю, а на год. И со своими средствами информации, и со своим представительством в Кнессете. Одно условие: НАША «Солидарность» не должна принимать ИХ правила игры, особенно закулисной.
Если люди в возрасте от 30 до 50, очень занятые, привыкшие плодотворно работать на благо общества и семьи, пополнят ряды этого движения, тогда у нас есть шанс, что сердце Иерусалима, сердце мира, не станет «историческим заповедником»…

Дальний план

1800 семей потеряли этим летом свой дом. 10 000 человек за одну неделю оказались на улице. 80% из них до сих пор не могут найти работу. Что до жилья, то даже сейчас, почти полгода после разгрома Гуш-Катиф, 300 семей продолжают жить, куда заткнули: в гостиницах с облупившимися стенами и с неисправными замками, на турбазах и в других подобных местах.  Каково настроение изгнанников? На этот вопрос отвечает Дрор Вануну, пресс-секретарь организации «Лемаан ахейну», которая объединяет «мегурашим», изгнанников.
- Обстановка не слишком радостная. Но, в отличие от многих, мы не считаем, что прибыли на конечную остановку. У нас есть три плана, ближний, средний и дальний. Сначала нужно было перекантоваться, помогая друг другу пережить шок изгнания. Потом - добыть себе постоянное жилье. Правительство Шарона много обещало в этом направлении, но не сделало почти ничего. Мне кажется, что режиссер нашего изгнания слишком много души вложил в первый акт пьесы: тренировали солдат, как вытаскивать нас из домов, разработали проект железной клетки, куда запихивать непокорных и потом перевозить на вертолете. А куда перевозить - практически осталось на бумаге. Из общего числа «каравилл» /помесь барака с виллой, ред./ оказалась приготовленной только половина...
- Дрор, какова судьба знаменитых плантаций и оранжерей Гуш-Катифа?
- Их нет. Были надежды возродить их на новом месте. Но пока только 11 из 250 аграрников Гуш-Катифа смогли начать заниматься любимым делом.
- Я слышал, вы, изгнанники, собираетесь поселиться вместе?
- Всем-всем быть вместе не получится. Но четыре крупных центра, в Ницан, Лахиш, Негеве и Яд Биньямине уже возникли. У Шарона не получилось разбить наше единство, разбросать семьи поселенцев куда попало. Как и прежде, мы хотим сохранить единство.
- Я читал распечатку статьи из вашего сайта, где говорится о многочисленных бытовых проблемах изгнанников и пустых обещаниях, которые правительство и не думает выполнять...
- У нас сложилось впечатление, что это не просто равнодушие, это - цель. Шарон как-то заявил в довольно широком кругу своих приближенных: «Давайте сломаем их». «Их» - то есть нас. И, надо сказать, что первый раунд ему удался. Сначала выкинули нас из домов. Потом заставили просить мизерные пособия, обещанные, но не полученные. То, что хотел Арик и его карманные министры, сбылось: люди уже не думают о важности заселения Святой земли, они думают, как наскрести денег на стиральную машину...
- Но второй раунд выиграл Всевышний.
- И тем более странно, что после всех событий последних месяцев, когда вместо Гуш-Катифа «касамы» стали падать на Ашкелон, люди по-прежнему не желают видеть правду: палестинцам не нужны «уступки», им нужна наша кровь. Умный мы народ, но как тупы бываем...
- Дрор, каков ваш «дальний план»?
- Вернуться в Гуш-Катиф, отстроиться, развернуться...

"Восхождение", 2.02.2006

  • Эзра Ховкин Вожди и пионеры
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria