Александр Риман

Так похоже на Россию или "Москва 2004"

(Покаянная статья «олигарха-вредителя» на фоне праздника исхода из Египта)
                                                                                       

    «Я сижу в саду, горит светильник.     
                                                                                   Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
                                                                                  Вместо слабых мира этого, и сильных
Лишь согласное гуденье насекомых»
                                                                          Иосиф Бродский, «Письма к римскому другу»

…«Согласное гуденье насекомых» в московском политическом заповеднике мы обсудим чуть позже. Ну, а намек, содержащийся в словосочетании «Москва 2004», можно даже не слишком конкретизировать. «Гениалиссимус» Лешка Букашев (персонаж из вестной антиутопии Владимира Войновича «Москва 2042») просто сошел с книжных страниц в реальную жизнь и стал полновластным хозяином России. Это произошло, правда, почти на четыре десятка лет раньше, чем предполагал Владимир Николаевич в 1987 году (времени создания «антиутопии»), но во всем остальном - совпадения потря сающие. Новый правитель России в середине XXI века (по Войновичу) – молод и энерги чен, он участник «Августовской революции», бывший генерал КГБ, свободно владеет немецким языком, цинично подавляет все либеральные свободы в своей стране и при этом заигрывает с новой, «краснозвездной» православной церковью…
Нелишне вспомнить о том, что у нас сегодня - праздник Песах, и потому говорить о такой некошерной субстанции, какой, по определению, является любая политическая кухня, хочется сейчас меньше всего. Однако все в этом мире взаимосвязано. Сообще ние о публикации в московской газете «Ведомости» статьи Михаила Борисовича Ходорковского, под названием «Кризис либерализма в России», лично для меня совпало с дру гим важным событием, правда, не такого глобального масштаба. Речь идет о телефонном звонке от местного раввина, который ровно за неделю до наступления первого пасхаль ного вечера в очередной раз попросил меня быть ведущим («манхе») на праздничном «седере» для новых репатриантов в одном из городов юга страны. Подтвердив свое согла сие, я сразу же подумал вот о чем. Пожалуй, именно в этом году, благодаря красноречи вому мартовскому демаршу весьма далекого от национальных традиций московского ев рея, проводить главное пасхальное мероприятие в Израиле будет намного легче, чем обычно.
Дело в том, что ключевая фраза, смысл которой каждый ведущий пасхального седера пы тается донести до всех присутствующих, звучит следующим образом: «Все мы должны чувствовать себя так, как будто это лично мы вышли из Египта». Причем не только чув ствовать, но и искренне радоваться этому, несмотря на все трудности свободной жизни на своей земле. К этой парадигме близко примыкает и другое известное изречение, которое любил повторять первый премьер-министр Государства Израиль Давид Бен-Гурион: «Выдавить галут из еврея намного сложнее, чем вывести из галута его самого». Но слова словами, а реальная российская действительность, вроде бы, еще совсем недавно да вала примеры совсем иного рода.

«Ой, не шейте вы, евреи, ливреи…»

Чуть более месяца назад (кстати, почему-то накануне праздника Пурим) один не молодой еврей, внешне напоминающий артиста Броневого, получил с царского плеча в качестве главы российского кабинета министра «ливрею и ак сельбанты», прямо по тексту известного стихотворения Александра Галича. Русскоязычные средства массовой информации из Москвы, а также тель-авивская газета «Ха-Арец», идейно примыкающий к ним оплот израильского либерализма, тут же отозвались на это нетри виальное событие практически одинаковыми статьями. Все их можно было опублико вать в одной брошюре, под общим названием «Ода к радости». В качестве подзаголовка ко всему этому потоку восхвале ний вполне подходила фраза, первоисточник которой мне часто приходится слышать на хасидских свадьбах: «Мистер Путин, мистер Путин – эйн камоха ба-олам!» (или, в воль ном переводе, «кто может сравниться с Матильдой моей!»)
Впрочем, последовавшее вскоре после утверждения Михаила Фрадкова в должно сти премьер-министра новое продление срока предварительного заключения «кремлев ского заложника» Ходорковского снова навело некоторых независимых обозревателей на грустные размышления. Всем ведь почему-то казалось, что после переизбрания Путина на пост президента России содержание опального олигарха под стражей вроде бы уже лишено какого-либо политического смысла. Так, значит, дело не в политике… Но тогда   в чем же? Неужели правы те просионистски настроенные «паникеры», которые во всем видят «скрытый антисемитизм»?
Так или иначе, но 25 марта все та же газета «Ха-Арец» напечатала весьма показа тельную статью, под названием «Российский миллиардер проявляет интерес к Израилю». Ее авторы  Моти Басок и Софи Шульман сообщили о том, что в нашу страну с серьезным деловым визитом приезжал Олег Дерипаска - один из самых молодых и влиятельных мо сковских миллиардеров еврейского происхождения. Его сопровождал ни кто иной, как  Натаниэль Ротшильд - человек, фамильная принадлежность которого сама по себе явля ется «коммерческой маркой». Дерипаска и Ротшильд в самом начале своего визита посе тили бывшего «алюминиевого короля» России Михаила Черного, уже несколько лет проживающего в Израиле. И, видимо, сделали они это не только для того, чтобы поговорить о местной природе и погоде….
Нетрудно предположить, что информация о впечатляющем десанте в Израиль та кого солидного тандема, как «Ротшильд - Дерипаска», пришлась явно не по нутру ка кому-то очень важному «авторитету» на вершине российской пирамиды власти. А тут еще всех сразил убойный «скуп» о внезапной высадке на тель-авивский берег лондонско-чукотского «еврея-оленевода» Романа Абрамовича. Опять-таки, с явно коммерческими целями. Короче говоря, буквально на глазах рушилась весьма прозрачная и, главное, как многим казалось, беспроигрышная задумка Кремля. Смысл ее был достаточно прост: лишив свободы Ходорковского, принудить других олигархов с подозрительными фами лиями раскошелиться в пользу России, точнее, ее властных структур.

Хотели как лучше…

 
Однако, несмотря на отсутствие в высоких коридорах власти незабвенного Виктора Степановича Черномырдина, в России и на этот раз все получилось «как всегда». Гени альная финансово-политическая комбинация кремлевских стратегов обернулась фарсом с явно комедийными элементами. Самое большее, чего им удалось добиться, – так это раскрутить сибирского магната Виктора Вексельберга на покупку за океаном дорого стоящего набора пасхальных яиц Фаберже. Эта история принесла русско-еврейскому борцу за сохранение православных художественных ценностей больше вреда, чем пользы. Даже если забыть о растраченных практически впустую ста миллионах долла ров, доставшийся Вексельбергу от московской прессы неофициальный титул «власте лина яиц» лучше всего характеризует истинное отношение к нему и его щедрости со сто роны благодарной российской общественности.
В этой ситуации Михаил Борисович Ходорковский, практически единственный крупный олигарх, оставшийся непосредственно «под рукой» у нынешней власти (как в прямом, так и в переносном смысле), вынужден был сыграть роль громоотвода для давно накапливавшегося небесного заряда праведного царского гнева. В принципе, какую-то антиолигархическую акцию с использованием имени Михаила Борисовича можно было предвидеть. Но вряд ли кто-то мог предположить, что «Ходорковский М. Б.» поставит свою подпись под такой сумбурной, циничной и явно заказной публикацией, какой, без условно, является статья «Кризис либерализма России»…
Сейчас нет смысла воспроизводить даже отдельные цитаты из лавинообразного по тока всевозможных комментариев, которые появились в российских и мировых СМИ сразу же после публикации статьи Ходорковского в московских «Ведомостях» (ее полный текст был воспроизведен в «Новостях недели» 1 апреля с. г.). На се годняшний день уже высказаны все вообразимые и невообразимые предположения отно сительно особенностей стиля, содержания, идеологической направленности и причин по явления публицистического опуса опального олигарха. Вдоль и поперек истоптана также тема о сомнительном авторстве статьи, вероятности плагиата, а также о причастности кремлевской и тюремной администрации к написанию и переправке скандального мате риала из тюремной камеры в редакцию «Ведомостей».
И все же главный «цимес» произошедшего, по нашему мнению, остался   незамечен ным и невостребованным, как разыскиваемое письмо в знаменитой новелле Эдгара По. Оно, как известно, лежало на самом видном месте, посредине большого стола в центре обыскиваемой комнаты, и именно поэтому на него не обратили ни малейшего внимания казенно мыслящие «поисковики». Интереснее всего то, что те мысли, которые я сейчас выскажу вслух, наверняка приходили в голову многим журналистам, но пока что никто, насколько мне известно, не решился высказать их вслух в абсолютно однозначной форме.

«В бледном венчике из роз впереди Иисус Христос»

 
Итак, внимательно посмотрим на пятый из «семи принципов» Ходорковского, ото браженных им в статье «Кризис либерализма в России». Или, если точнее, на пятый пункт. А можно назвать его и «пятой графой». Той самой, которая, разумеется, была в со ветском паспорте Михаила Борисовича, и, скорее всего, никак не мешала его обладателю в карьерных вопросах. Потому что там наверняка было написано «русский». Вот и в но вом «пятом пункте» (из семи) господин Ходорковский предстает перед нами настоящим русским патриотом. И здесь самое время перейти к цитате:
«Оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в России может состояться только в контексте национальных интересов. Что либерализм укоренится в стране лишь тогда, когда обретет твердую, неразменную почву под ногами».
Признаем честно: здесь что ни слово – то шедевр. И богатейшая пища для размыш лений, а также вполне конкретных исторических ассоциаций и политических выводов. Главный вывод, который напрашивается после внимательного анализа «пятого пункта» статьи Михаила Борисовича, по моему мнению, предельно прост: статья Ходорковского является программной декларацией возрожденного в современной России государствен ного политического антисемитизма. Понимаю, не все с этим согласятся. И потому пояс няю свою мысль.
Прежде всего, обратим внимание на одну мелочь. Практически все официальные видеорепортажи об очередной исторической встрече Владимира Владимировича Путина с каким-нибудь министром или зарубежным гостем происходят в относительно неболь шом президентском кабинете в одних и тех же декорациях. На заднем плане в книжном шкафу с застекленными дверцами отчетливо просматриваются стоящие немного наиско сок толстые тома третьего издания «Большой Советской Энциклопедии» в хорошо знако мых темно-красных переплетах.
Такой антураж далеко не случаен. Каждому из нас хорошо известно, что это ака демическое издание вышло в свет в самый разгар брежневского застоя (первый том был издан в 1970 году, а последний, тридцатый, - в 1977-м). Об идеологической направленно сти «Большой Советской» и однозначной позиции ее авторов по «еврейскому вопросу» можно судить хотя бы по содержанию статей «Израиль», «иудаизм» или «сионизм». В тринадцатом томе энциклопедии есть, между прочим, и статья под названием «космопо литизм». И вот что в ней, среди прочего, написано:
«Космополитизм – идеология так называемого «мирового гражданства», реакцион ная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и куль туры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет… Кос мополитические идеи получили развитие в эпоху империализма… Подобные теории но сят явно утопический характер».
Нужно ли говорить о том, что всего лишь за два десятка лет до появления процити рованной нами статьи (тринадцатый том третьего издания БСЭ вышел в свет в 1973 году) ее основные тезисы служили основой для практически неприкрытой антисемит ской кампании. В конце 1940-х годов она началась как раз с травли «безродных космополитов», скрывающих свои настоящие труднопроизносимые фамилии за благозвуч ными русскими псевдонимами. Если у кого остались сомнения относительно того, что термин «космополитизм» употреблен «Ходорковским М. Б.» (или тем, кто дергает его за веревочки) в том самом, «чисто конкретном» смысле, советую внимательно вчитаться во вторую фразу «пятого пункта» из семизарядной политической обоймы раскаявшегося олигарха: «Постановить, что мы люди земли, а не воздуха».
Пропустим чисто советский бюрократический  оборот из серии «слушали - постано вили». А вот насчет «людей воздуха»… С этого места, как говорится, хотелось бы попод робнее. Термин «люди воздуха» (на идише - «люфтменшн») стал широко известен с конца XIX века, после публикации одного из наиболее известных произведений еврейского писа теля Шолом-Алейхема. Вот как описывает это явление все та же глубоко почитаемая (и просто читаемая) нынешним президентом России «Большая Советская Энциклопедия»: «В 1892 году Шолом-Алейхем начал публикацию глав из новеллистической повести «Мена хем-Мендл» - о «человеке воздуха», мелком буржуа, безуспешно пытающемся взобраться «вверх» по капиталистической лестнице» (БСЭ, 3-е изд., т. 29, с. 1338).
Итак, теперь и этот термин из программной статьи современного Менахема-Мендла, еще недавно стоявшего, вроде бы, на самом верху «капиталистической лест ницы», обретает вполне конкретные национальные черты… Ну, а дальнейшие слова Михаила Борисовича о «контексте национальных интересов» и «неразменной почве под ногами» уже абсолютно не нуждаются в каких-либо дополнительных комментариях. Все эти патриотические пассажи удачно дополняет и ссылка гражданина Ходорковского на Иисуса Христа как «право имеющего», в противовес «книжникам и фарисеям». То есть тем самым оголтелым еврейским религиозным фанатикам, с которыми интернациона лист из Назарета порвал навсегда по идейным соображениям.
При этом, будучи символом смирения и покорности, любвеобильный Иисус Иоси фович почему-то проклинал вышеуказанных политических оппонентов, а заодно и весь упорствовавший в своих заблуждениях еврейский народ всякими нехорошими словами. Самыми мягкими из них были выражения типа «сыновья гиены» и «дети сатаны», о чем современные проповедники христианской любви и всепрощения предпочитают не вспо минать. Так что привлечение г-ном Ходорковским М. Б. г-на И. И. Христа в качестве об разца для подражания с целью устранения «космополитических перекосов» в либерализации современ ной российской жизни выглядит весьма небезупречно с точки зрения национально-религиозной политкорректности.

Тема закрыта

Впрочем, мы вряд ли решились бы сделать далеко идущие выводы о возвращении путинской России к явно антисемитским и антиизраильским штампам во всех областях жизни, если бы это в самой яркой форме не проявлялось в сфере внешней политики. От кровенно проарабская позиция российского МИДа еще более укрепилась после недавней «смены караула» на соответствующем министерском посту. Г-н Лавров, новый главный дипломат России, сделал все возможное, чтобы протащить через Генеральную Ассамблею ООН откровенно антиизраильскую резолюцию, осуждающую ликвидацию хамасовского главаря Ясина без какого-либо упоминания о кровавом палестинском терроре против нашей страны.
Стиль и подача материалов «о положении на Ближнем Востоке» на двух главных государственных российских телеканалах (ОРТ и РТР) сегодня мало чем отличается от советских пропагандистских «ужастиков», повествовавших о преступлениях «израиль ских агрессоров на оккупированных арабских территориях». Удивляет также широкое использование российскими журналистами путинской закалки откровенно необъектив ной и непроверенной информации, причем необъективной почему-то лишь, как гово рится, «в одни ворота».
Так, в полдень 23 марта, корреспондент ОРТ сообщил о «массовых народных вол нениях в Тель-Авиве», организованных «прогрессивными силами в знак протеста против убийства шейха Ясина». На самом деле, речь шла о группе из 200 демонстрантов во главе с ультралевым пацифистом Ури Авнери, которые вечером предыдущего дня в течение двух часов тихо стояли на площади Рабина, держа в руках невразумительные плакаты на разных языках.
А вот еще один пример. Вечером 30 марта канал РТР показал репортаж о проведе нии арабского «Дня земли» в Галилее, который на этот раз прошел на удивление спо койно и бесконфликтно. Но именно это, видно, и не устроило политически ангажирован ных редакторов, работающих на одной из главных российских «кнопок». Поэтому они решили (разумеется, «для пользы дела») подмонтировать в «актуальный репортаж» кадры двухнедельной давности. Они были отсняты в районе Модиина, где происходили столкновения израильской полиции с агрессивными демонстрантами-анархистами, про тестовавшими   против строительства «разделительной стены» в этом районе.
В окончательном варианте показанный десяткам миллионам телезрителей «видео ряд» получил следующее звуковое оформление: «Организованный израильскими ара бами «День земли» закончился ожесточенными столкновениями с армией и полицией. В результате десятки демонстрантов получили тяжелые ранения». Так и хочется вспом нить Булгакова: «Поздравляю, гражданин, соврамши!»
Впрочем, особенно открыто и бесцеремонно «костит» сионистских захватчиков прокремлевское агентство РИА «Новости» (РИАН), кровное дитя брежневского АПН. Как и прежде, на его электронном сайте принципиально «закрыта» (видимо, за ненадобностью) тема «террор в Израиле». Зато открыта и усиленно рекламируется на самых различных сайтах и фору мах (например, на очень посещаемом «Иносми.ru») новая тема: «ХАМАС мстит за смерть шейха Ясина». Именно так – «мстит». Иными словами, этот глагол, употребляе мый в настоящем времени, должен намекать всем пользователям Интернета, что оскорб ленная в лучших чувствах «исламская организация ХАМАС» уже проводит одну за дру гой справедливые «операции возмездия»… Короче говоря, речь идет о самом настоящем «согласном жужжанье насекомых» из российских СМИ - по крайней мере, во всем, что касается освещения «ситуации на Ближнем Востоке».
Ну, а теперь самое время вернуться к эпиграфу нашей статьи. Впервые в современ ной литературе процесс плавного перетекания человека в насекомое весьма детально, с пугающими подробностями, описал Франц Кафка в жутковатом рассказе «Превраще ние», опубликованном еще в 1916 году. С учетом того, что практически все произведения Кафки в той или иной степени автобиографичны, можно с большой долей вероятности предположить, что в «Превращении» речь идет не о человеке вообще, а о представителе вполне определенной национальности. Национальности, к которой принадлежал, как из вестно, и сам автор рассказа.
Несколько лет назад я работал в «Фонде Спилберга», проводя в Израиле видеоин тервью с бывшими узниками гетто и немецких концлагерей. И мне приходилось не раз слышать от них потрясающие свидетельства того, когда и при каких обстоятельствах эти люди начинали по-настоящему понимать абсолютную реальность фантастического, как будто кафкианского образа.
«Это случилось в тот самый день, когда я впервые вышел на улицы родного города с желтой шестиконечной звездой на груди, - вспоминал сын известного профессора из Варшавы, прочитавший рассказ «Превращение» незадолго до начала войны. – Странное ощущение скованности и какой-то необъяснимой брезгливости к самому себе, которое я при этом испытывал, показались мне очень знакомым. Немного поразмыслив, я пришел в ужас. Да ведь это то же самое, что я чувствовал совсем недавно, сопереживая несчаст ному молодому коммерсанту из рассказа Кафки! Ведь он был точно в таком же состоя нии, когда внезапно понял, что превратился из человека в неповоротливое, презираемое всеми насекомое! И самое ужасное – это осознание того, что страшный «процесс» (как это описано в другом известном произведении Кафки), вышел из-под контроля, что он идет как бы сам по себе, и ты сам не в силах ничего изменить…» 
Трудно осуждать людей, оказавшихся абсолютно беспомощными и беззащит ными в страшные годы гитлеровского геноцида. Хотя, с другой стороны, тот же Влади мир (Зеэв) Жаботинский, посетивший Варшаву в августе 1938 года, то есть ровно за год до начала гитлеровского вторжения, буквально умолял глубоко погруженных в повсе дневные дела польских евреев побыстрее осознать неизбежность надвигающей трагедии и призывал их покинуть страну как можно быстрее. Реакция на эти призывы со стороны будущих поставщиков костей, волос и жира для передовой немецкой экономики была вполне ожидаемой: «он пугает, а нам не страшно!»…
Сегодня десятки тысяч евреев, все еще остающихся в России, искренне верят в то, что «при Путине погромов не будет». Это ошибка. Политические погромы уже идут. Причем по новой, «прогрессивной» схеме – добровольного антисемитского самообслуживания…

  «Новости недели», 8.04.2004 г. 


Hosting by TopList Rambler's Top100 Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria