Шимон Бриман



Экономика под ракетными обстрелами: Выдержит ли Израиль «летнюю войну» 2006 года?

Треть страны ежедневно уходит в бомбоубежища. Утро начинается с сирены ракетной тревоги, день продолжается в перерывах между падениями ливанских «катюш», вечер с трудом приносит облегчение. В городах севера Израиля осталось 20-30 процентов населения. Остальные уехали на юг, в центральные районы страны, куда пока не долетает продукция сирийского и иранского военпрома, сделанная по советским технологиям.
Пишу эти строки после четырёх ракетных сирен в моей Хайфе за сегодняшний день. По каким-то чудесным причинам, ливанские «железки» падают в основном на пустые пространства или в воды Хайфского залива, а те, что попадают, повреждают опустевшие дома. Утром, например, ракета попала в дом, принадлежащий арабам-христианам. Кстати, и первая «катюша», упавшая на Хайфу, взорвалась в 50 метрах от входа в знаменитое для христиан место – Кармелитский католический монастырь.
Хайфа, наша «жемчужина у моря» (побратим Одессы!), крупнейший порт, индустриальный, вузовский и курортный центр, вот уже неделю парализована, как и десятки городов израильского севера. Остановилось большинство предприятий, закрыты почти все магазины. Безлюдные улицы, редкие автобусы для смельчаков. Это война, пусть региональная, но самая настоящая война, которая не объявлена Израилю, но активно ведётся исламскими террористами «Хезбаллы» с территории Ливана.
Выдержит ли Израиль эту войну? Не надорвётся ли экономика от непосильного бремени? Согласно расчетам экономистов тель-авивского отделения компании «Dun and Bradstreet», каждый день войны на севере страны обходится израильской экономике примерно в сто миллионов долларов. Сюда входят и потери от прекращения деловой активности в районах, где проживает более 10% израильского населения, и необходимость компенсаций жителям и бизнесам. Тем не менее, по оценкам компании, устойчивость экономики Израиля «вне подозрений».
По мнению генерального директора Dun and Bradstreet Реувена Ковента, в отличие от интифады, которая разгоралась (и в 1987 году, и в 2000 году) во время экономического спада, сокращения спроса во всем мире и крушения биржи, нынешние военные действия ведутся в эпоху экономического роста Израиля и мировой экономики в целом. Экономисты компании отмечают, что показатели израильского хай-тека в 2005 году на 20% превысили показатели пятилетней давности. Кроме того, приток зарубежных туристов почти не сокращается, несмотря на то, что сильно пострадал внутренний туризм на севере. Внутренний туризм частично переключился на другие районы. И уж совсем оптимистично настроены экономисты «Dun and Bradstreet» в отношении возобновления туризма на севере: сразу после того, как наступит тишина, израильтяне толпами ринутся в Галилею. Но все эти прогнозы не предусматривают длительного конфликта, конца которому пока не видно.
Война на севере Израиля загнала десятки тысячи людей в подвалы, и очень многие из них вынуждены терять рабочее время. Закон говорит, что, если требования оставаться дома или спуститься в убежище поступает от армии, то работник имеет право не появляться на рабочем месте, и работодатель должен позволить ему это. В случае, если работодатель решит компенсировать своим работникам время, проведенное в бомбоубежищах, он может рассчитывать на помощь со стороны государства. С другой стороны, работодатель имеет полное право отказать работнику в оплате. В этом случае работники могут потребовать компенсации от государства или обратиться в суд с требованием обязать работодателя выплатить деньги. Если бизнес был разрушен вследствие бомбардировки, то его владелец платить зарплату не обязан.
В соответствии с поправкой к Закону о налоге на недвижимость, принятой в 1999 году, лишь полное закрытие предприятия в соответствии с указаниями армии, дает его владельцу право на получение компенсации от государства. Эта компенсация включает в себя также компенсацию зарплаты его работников. Два достаточных условия для этого – прямое указание со стороны армии, касающееся «пограничного пункта», где живут работники, или соответствующее военное событие, произошедшее в этом населенном пункте. Таким образом, бизнес в Тель-Авиве не может получить такую компенсацию, поскольку над Тель-Авивом – пока безоблачное небо.
...За шесть дней до похищения израильских солдат и начала ракетных обстрелов со стороны Ливана, в тогда ещё мирной экономике произошло важное событие: была окончательно переведена в Израиль ВСЯ сумма самой грандиозной сделки в истории страны. Легендарный инвестор Уоррен Баффет купил 80% акций принадлежащей Стефу Вертхаймеру компании «Искар» за 4 млрд. долларов. Госбюджет за одно мгновение получил непредусмотренных налогов на 1 (один) миллиард долларов! Сейчас этот миллиард ежеминутно вылетает в трубу. Вернее, не в трубу, а в израильские ракеты и артиллерийские снаряды, которыми Армия Обороны Израиля поливает ливанских террористов.
Экономистам ещё предстоит понять, почему горячая война и ракетные атаки против израильским городов не повлияли на кредитный рейтинг Израиля. Международное рейтинговое агентство «Fitch» решило оставить кредитный рейтинг Израиля на прежнем уровне, несмотря на эскалацию напряженности в сфере безопасности на северной границе.
Эксперты «Fitch» заявляют, что израильская экономика достаточно устойчива, чтобы продолжить свой рост даже в нынешних сложных обстоятельствах. По их словам, 3-процентная девальвация шекеля, наблюдаемая в первые дни военных действий, - нормальная реакция валютного рынка.
Аналитики предвидят значительный ущерб, который может быть нанесен промышленности, торговле и туризму на севере Израиля, однако считают, что высокие темпы развития экономики способны компенсировать убытки в этих отраслях. Параллельно, представители «Fitch» подчеркивают, что в том случае, если конфликт приобретет затяжной характер, то они проведут переоценку кредитного рейтинга.
Кстати, кредитный рейтинг Ливана был понижен. Представители Fitch считают, что экономика Ливана сильно пострадает от боевых действий и правительству придется еще многие годы восстанавливать разрушенную инфраструктуру и сферу туризма.
Израиль ведёт войну, но валюта воюющего государства показывает чудеса стойкости. Курс шекеля к доллару лишь незначительно покачнулся – и это под вой сирен и падающие с неба ливанские «катюши»! Если за день «до войны» доллар стоил 4,39 шекеля, но через неделю боёв и ракетных обстрелов – 4,46 шекеля. Ни одно другое современное государство не демонстрировало такую же экономическую устойчивость в подобных экстраординарных условиях.
Более подробный анализ происходящего в Израиле я постараюсь дать в следующих статьях. А пока – извините, бегу в бомбоубежище, сирена завыла над Хайфой в пятый раз.

Фото автора. На снимках:
  • Хайфа. Дом после опадания "катюши".

    20.07.2006


  • Hosting by TopList Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria