Арье Трайнин

Подрыв Устоев Еврейского Народа

Открытое письмо д-ру Зеэву Ханину из университета Бар-Илан
Уважаемый д-р Ханин,
С большим интересом ознакомился с Вашим интервью газете "Еврейские Новости" ( Раскрытие еврейства как альтернатива). Вы подняли одну из самых сложных и болезненных проблем, стоящих сегодня перед израильским обществом: что делать с огромным количеством неевреев, присутствующим сегодня в Израиле, в контексте нынешней непростой демографической ситуации? Проблема настолько болезненна и настолько взрывоопасна, что израильский официоз предпочитает обходить ее молчанием. На этом фоне Ваше желание честно посмотреть на эту проблему во всей ее полноте не может не импонировать. Вместе с тем выводы, к которым Вы пришли, вызывают у меня (я посмею сказать, далеко не только у меня) принципиальное несогласие. Не будет преувеличением сказать, что от правильного решения этой проблемы будет зависеть не только облик нашего народа на несколько поколений вперед, но и само его существование. Поэтому считаю своим долгом опубликовать это письмо.
Первым делом, напомню, о каких цифрах идет речь. Согласно уточненным данным ЦСБ Израиля, число постоянного населения страны (т.е. граждане и обладатели статуса постоянного жителя, не считая отсутствующих более года на момент оценки, а также туристы и обладатели статуса непостоянного жителя, пребывающие в стране более года на момент оценки – за вычетом дипломатов и представителей ООН) составляет 6756.7 тыс.чел. Из них 1303.5 тыс.чел. (19.3%) составляют арабы (мусульмане, христиане и друзы),   из которых мусульман – 1070.7 тыс.чел. (15.8% населения). Неарабское население (евреи, христиане неарабского происхождения и лица неустановленного вероисповедания) составляет на сегодня 5453.2 тыс.чел., из них евреев – 5166.0 тыс.чел. (76.46% населения). Разность между двумя последними данными определяет численность нееврейского неарабского населения Израиля: 287.2 тыс.чел. (4.25% населения), большинство из которых – выходцы из бывшего СССР.
Уже этих данных достаточно, чтобы понять, что стабильное еврейское большинство в Израиле, а следовательно, еврейский характер государства – под угрозой. Сравнительный анализ данных ЦСБ последних лет показывает, что доля евреев в населении страны неуклонно сокращается, а доля неевреев (как арабов, так и "других") растет. Первых – за счет высокой рождаемости в мусульманском секторе, а также широко распространенной практики браков с арабами территорий (лишь в минувшем году Министерство Внутренних дел приостановило выдачу гражданства арабам – не гражданам Израиля, вступающим в брак с израильскими арабами, по причинам, связанным с безопасностью государства). Вторых – за счет поправки "4-бет" к Закону о Возвращении, согласно которой дети и внуки евреев (и члены их семей) имеют право на репатриацию в Израиль; неразборчивая эксплуатация этой поправки Сохнутом в странах бывшего СССР привела к тому, что в последние годы подавляющее большинство прибывающих оттуда репатриантов не являются евреями (среди молодежи процент неевреев составляет более 90%).
Но и это еще не всё. Во-первых, официальная статистика не учитывает две большие группы населения, являющиеся де-факто постоянным населением Израиля. Первая – это иностранные рабочие (как законные, пребывающие в стране по рабочим визам, так и нелегалы). По Вашим данным, их общая численность составляет 280 тыс.чел. Вторая группа – это арабские инфилтьтранты с "территорий" и из арабских стран, чью численность Вы оцениваете в 100 тыс.чел. С учетом этих 380 тыс.чел. (примем, что среди них евреев нет) получим, что доля евреев в постоянном населении страны составляет лишь 72.4%.
          Во-вторых, не все проходящие в официальной статистике как евреи на самом деле являются таковыми. В первую очередь, речь идет опять-таки о выходцах из бывшего СССР. Различные источники оценивают численность одних только русскоговорящих неевреев гораздо большим числом чем вышеприведенное 287.2 тыс.чел. (а это данное включает, напомним, также неевреев – выходцев из Эфиопии, и других). Например, ассоциация "Мишпаха Хадаша" ("новая семья", ивр.), ратующая за введение гражданских браков в Израиле, оценивала в минувшем году число олим-неевреев в 500 тыс.чел. Подобными оценками оперируют и другие источники, от ХАБАДа до пресловутого "Славянского Союза".
          Есть целый ряд причин такого расхождения с официальной статистикой, даже если допустить, что последняя оценка несколько завышена. Приведем лишь некоторые из них. Во-первых, некоторые евреи по Галахе – выходцы из бывшего СССР – считают себя русскими или украинцами, часть из них исповедуют христианство (кстати сказать, в ЗОВе есть пункт, лишающий евреев, принявших другую веру, права на репатриацию; насколько мне известно, с начала "большой алии" этот пункт ни разу применён не был). Во-вторых, "репатриация" по поддельным документам (в моём распоряжении нет оценок числа таких "олим"; есть лишь многочисленные свидетельства того,   что данное явление – отнюдь не редкость на просторах бывшего СССР). В третьих, очевидно, что предпочтительнее записаться евреем, чем лицом неопределённой национальности. Если даже в тоталитарном СССР многие чистокровные евреи умудрялись менять фамилию и записываться русскими (не оттого, что их самоидентификация претерпела метаморфозы, а для того, чтобы им и их детям было легче жить), то в сегодняшнем Израиле, где на каждом шагу нужна комбина (блат, ивр.сленг) и царит балаган (и без перевода понятно),   возможности для этнического русского записаться евреем уж наверняка имеются.
          Так или иначе, приняв (даже не возводя вышеуказанную оценку в ранг общепризнанной, а лишь с целью симуляции), что число "других" неевреев на 200 тысяч больше официального (а это означает, что число евреев на 200 тысяч меньше официального, при неизменной общей численности населения),   получим, с учетом иностранных рабочих и арабов-нелегалов, что доля евреев среди постоянного населения Израиля составляет всего-навсего 69.6%. Данная оценка (в сравнении с официальной 76.46%) ставит под сомнение сохранение еврейского большинства в стране уже в самые ближайшие годы.
Итак, диагноз поставлен. Больного нужно лечить. Отбросив все прочие возможности лихим наукообразно-политкорректным манёвром, Вы прописываете якобы единственно возможное лекарство – массовое обращение в иудаизм (гиюр). Якобы и прецедент имеется – массовый гиюр эдомитян в эпоху Хасмонейской династии. Давайте разберёмся, каким требованиям должен удовлетворять гиюр, при каких условиях он может быть массовым, и какие события действительно имели место в ту эпоху.
Прежде всего, иудаизм – это, с точки зрения формальной логики, стройная система со своим набором "аксиом" (Письменная и Устная Тора, полученные от Б-га на горе Синай) и "правил вывода", на основе которых принимаются решения о том, как жить по Торе в каждой конкретной ситуации, месте и времени, с учетом опыта, накопленного предыдущими поколениями. В соответствии с этим вырабатываются правила и постановления (галахот), приспосабливающие Тору к постоянно меняющимся условиям и касющиеся всех областей еврейской жизни на всех уровнях – личном, семейном, общинном, общенародном. Не должно вызывать разногласий, что выработка таких правил должна находиться исключительно в ведении людей, досконально владеющих предметом. В данном случае, (ортодоксальных) раввинов. Несомненно, что и такой важный общенациональный вопрос, как процедура перехода в иудаизм,   должен находиться в их компетенции. Тот факт, что в данный момент времени большая часть народа не соблюдает все заповеди Торы (в т.ч. и автор этих строк), не даёт сам по себе логических оснований для послабления этих правил вообще, и правил перехода в иудаизм, в частности. Логически, не исключена возможость, что в данной ситуации в этом вопросе могут быть послабления и что они следуют из самой Торы, но это уже не нам с Вами решать.
Во-вторых, иудаизм, в отличие от большинства когда-либо существовавших религий, не занимается миссионерской деятельностью. Напротив, нееврея, желающего принять иудейскую веру, раввины пытаются отговорить. Не потому, что его "не хотят", а для проверки серьёзности его намерений, дабы свести к минимуму присоединение к народу случайных людей.
В-третьих, сам процесс гиюра является длительным и требует от потенциального неофита не только прилежания в учёбе, но и глубоких личностных изменений и кардинального изменения образа жизни.
Таким образом, гиюр по сути своей носит глубоко индивидуальный характер. Я лично вижу лишь одну возможнось массового гиюра: когда вожди и старейшины какого-либо племени (рода, клана), имеющие непререкаемый авторитет,  принимают решение о переходе в иудаизм, и всё племя целиком идёт за ними. Массовый гиюр эдомитян – как раз пример такой ситуации (кстати, не единственный: в ту же эпоху приняло иудаизм и племя итуреев, жившее в районе Хермона). Особых галахических споров по этому поводу не было. Потомки тогдашних геров (неофитов) обогатили наш народ такими крупнейшими раввинами, как рабби Акива, рабби Меир, и др.
А вот другой массовый гиюр той эпохи действительно вызвал ожесточённые споры (как мы увидим, обоснованные). Речь идёт об иудаизации язычников – жителей греческих полисов, завоёванных Иудеей. Жители этих полисов в большинстве своём принадлежали к эллинистической культуре, не скованной племенными рамками, и их иудаизация, продиктованная текущими меркантильными соображениями, носила поверхностный характер. Не исключено, что какая-то их часть действительно присоединилась к нашему народу; возможно что среди их потомков и был какой-нибудь раввин или военачальник, не берусь судить. Но в массе своей это дело "не пошло": раввинские источники сообщают, что когда пришли римляне и предложили им вернуться в лоно язычества, предложение было принято. Не берусь судить, насколько это повлияло на грядущее поражение Иудеи в войне с Римом и разрушение Второго Храма, но несомненно, что переход десятков тысяч якобы евреев на сторону завоевателей был тогдашней Иудее совершенно ни к чему. Заметьте что между данными гиюром и "антигиюром" лежит временной промежуток в несколько поколений – время, казалось бы, более чем достаточное для того, чтобы ассимилироваться в окружающем еврейском населении. Но ассимиляции не произошло.
Наша история знает и иные подходы к решению демографических проблем. За четверть тысячелетия до Хасмонеев, во времена книжника Эзры, смешанные браки приняли настолько массовый характер, что нашему народу угрожала ассимиляция. И Эзра, виднейший духовный авторитет того времени, принял очень непростое и болезненное решение: женатые на чужестранках должны развестись. Шаг, что и говорить, весьма проблематичный с точки зрения современного западного либерала. Но кто знает, что было бы с нашим народом, пойди Эзра по пути "массового гиюра"?
Вы поёте дифирамбы современному израильскому обществу: "сильная израильская ивритская культура", "переварило миллион репатриантов". Так ли уж сильна эта ивритская культура, так ли уж "переварило"? Время, когда говорить в общественных местах на любом языке, кроме иврита, считалось дурным тоном, прошло, и идеал плавильного котла сменился на доктрину мультикультурализма. Повсюду слышна русская, испанская, амхарская речь, арабы вовсю горланят по-арабски, а иностранные рабочие громко переговариваются между собой на своих языках. Литературный иврит – язык ТАНАХа, Мишны, Агнона и поэтессы Рахель – на наших глазах перестаёт быть общенациональным достоянием, всё больше образованных израильтян предрочитают книгу на английском книге на иврите. Разговорный иврит упростился до предела, засорился сленговыми неологизмами из английского, арабского и ещё Б-г знает каких языков. А ведь язык – это не только средство для общения, но и одна из главных составляющих национальной гордости, самоидентификации. Не знаю, насколько успешно проходит переход на иврит, скажем, репатриантов из Эфиопии, но вот гебраизация русскоговорящих репатриантов явно пробуксовывает. Когда свеженький оле пенсионного возраста не может связать на иврите двух слов – это одно. Но когда человек средних лет, живущий в Израиле уже не один год, принципиально не желает совершенствоваться в иврите, или когда хорошо освоивший иврит пользуется им лишь по необходимости – это уже совсем другое. Речь не идёт лишь о знании ещё одного языка – это-то можно только приветстовать. Тут мы уже имеем дело с явлением иного порядка: сознательный языковый выбор, диктуемый по преимуществу этнокультурными предпочтениями (а если речь идёт о приехавшем сюда ребёнком и окончившем здесь школу – так только ими). В массе своей, русские (с кавычками и без оных) предпочитают русскоязычные СМИ, закупаются в русских магазинах, молодёжь слушает российские группы и развлекается в русских ночных клубах, дружат главным образом между собой... То, что так сложилось, вполне закономерно. "Сильная ивритская культура" – это миф и блеф, д-р Ханин. Современное израильское общество, в значительной мере потерявшее ориентиры и распавшееся на массу индивидуумов, не может и не хочет ни кого-либо "переваривать", ни поднимать иные национальные проекты. Даже армия во многом утратила свои "плавильно-котельные" свойства. Соответственно, и выходцы из России (исключая тех, чья произраильская ориентация была изначальна высока) не спешат двигаться ему навстречу, предпочитая привычное этнокультурное пространство.
По всей видимости, подобная социокультурная динамика ожидает и иностранных рабочих, натурализацию которых Вы так приветствуете: возникнут китайская, филиппинская, нигерийская и пр. общины, компактно живущие в своих кварталах, члены которых будут общаться с внешним миром (пусть и на иврите!) лишь по необходимости. Это тем более вероятно, что в этих общинах отсутствует еврейский элемент. Служба в армии в этом плане ничего существенно не изменит (кстати сказать, так ли уж это нам необходимо, чтобы румыны и таиландцы охраняли наш покой?).
Вернёмся к неевреям – выходцам из бывшего СССР. Успешно включить неевреев в еврейский коллектив возможно в случае, когда их концентрация в данном месте невелика, а окружающее еврейское население обладает сильным национальным самосознанием. Несомненно, что необходима и мотивация со стороны самих неевреев. Такие условия существуют в еврейских поселениях Иудеи и Самарии, и в известной мере в Иерусалиме. Там действительно можно наблюдать приобщающиеся к еврейству смешанные семьи, люди проходят гиюр. Неплохим потенциалом обладают и негородские поселения внутри зелёной черты, но "русских" там практически нет. Большинство выходцев из бывшего СССР сосредоточено в городах прибрежной полосы и периферии. Концентрация большого количества русскоязычных с большой примесью нееврейского элемента и с изначально слабым еврейским самосознанием приводит к обратному процессу: ещё большему вымыванию еврейской самоидентификации, ассимиляции евреев в нееврейской среде. Так кто же кого "переваривает"?
Вы любите проводить параллели между Израилем и странами Запада. Так вот, на Западе иммигранты-христиане присоединяются к существующим христианским общинам, мусульмане – к мусульманским. В этом свете становится естественным, что приехавшие в Израиль в рамках ЗОВа (или в его обход) христиане сближаются с христианским арабским населением. Среди выходцев из бывшего СССР в Израиле есть и мусульмане, так и им есть куда пойти. Тех, кого не удовлетворяет арабская церковь, создаёт свою собственную (всё вышесказанное верно и в отношении иностранных рабочих). Этих людей в евреев не переделаешь, какой упрощённый "гиюр" им ни подавай. Они могут, разумеется, заявлять о преданности Израилю и любви к еврейскому народу, они могут даже пройти для виду какой-нибудь "гражданский гиюр", но от своей самоидентификации они не откажутся. Будь они не в Израиле, а, к примеру, в Японии, они бы, наверное, согласились сойти и за японцев – лишь бы получить желанный статус. Вот только японцы к себе всех без разбору не впускают...
В последние годы в Армии Обороны Израиля получила широкое распространение практика присягать не на ТАНАХе, а на Новом Завете. Речь идёт о тысячах случаях в год, и это число постоянно растёт (точные данные имеются в военном раввинате и Управлении кадров – АКА). Тут мы имеем очень принципиальный момент. По умолчанию, каждому солдату выдают на присягу ТАНАХ (надо заметить, не так уж и чуждая христианству книга). Нееврей по Галахе, чувствующий свою связь с еврейским народом ("социальный еврей", в Вашей терминологии), с гордостью присягнёт на ТАНАХе. Нееврей по Галахе, которому всё равно ("сидящий на заборе", в Вашей терминологии) тоже, по всей видимости, удовлетворится ТАНАХом. Пойти к командиру и потребовать Новый Завет – это поступок, диктуемый ярко выраженной самоидентификацией. Нееврейской. У меня нет претензий к таким солдатам, это даже вызывает уважение. Претензии надо предъявлять к тем, кто полагал, что еврейские дедушки, даже если они и были, повлияли на личность этих ребят больше, чем все остальне члены семьи и всё нееврейское окружение, вместе взятые. (Интересно, на чём будут присягать солдаты – дети китайских рабочих? На собрании сочинений Мао?)
Я предлагаю Вам произвести такой не слишком сложный подсчёт. Возьмите численность личного состава израильской армии, подсчитайте процент присягнувших на Новом Завете, и после необходимых поправок получите оценку истинного количества христиан среди выходцев из бывшего СССР. Результаты обещают быть неутешительными.
Признавая факт наличия большого числа этнических славян в Израиле, Вы склонны считать их отношение к Израилю и евреям неопределённо-дружественным. Хотя Вы и упоминаете об агрессивном неприятии всего еврейского и израильского со стороны определённой части этнических славян, Вы считаете, что речь идёт не более чем о маргинальной группе. Позволю себе усомниться в этом. Мы подошли к одному из самых позорных и самых замалчиваемых явлений: антисемитизм в Израиле.
Это явление, вопиюще несовместимое с самой идеей создания государства евреев, появилось в Израиле с началом "большой алии" и усилилось по мере роста числа репатриантов-неевреев. Общество "Дмир – содействие абсорбции" собрало сотни свидетельств проявления антисемитизма в нашей стране. Случаи эти по жестокости не уступают европейским, и эта печальная коллекция постоянно пополняется. Антисемитские инциденты на работе, в школах и по месту жительства (и даже в армии!), осквернения кладбищ и синагог, антисемитские и нацистские граффити – всё это стало чуть ли не обыденным не только в Ашкелоне и Кирьят-Гате, но и в Иерусалиме.
Минувшим летом израильскую общественность всколыхнул появившийся в Интернете израильский неонацистский сайт на русском языке, запущенный русскоязычными подростками с Севера. Тут уж даже министр юстиции Томи Лапид не мог смолчать; его реакция, впрочем была предсказуемой и похожей на Вашу: "маргинальная группа". О степени распространённости антиеврейских настроений в израильской русскоязычной среде, особенно среди молодёжи, свидетельствуют многочисленные индикаторы: это и наличие подростковых репатриантских коллективов, в которых эти настроения преобладают, и кассеты российских неонацистских групп, расходящиеся в Израиле в тысячах экземпляров, и обилие русскоязычых израильтян на профашистских интернет-форумах, и многое другое. Так что речь идёт скорее не об исключениях, а о правиле: этнические славяне, в массе своей, не большие любители евреев. Правило, хорошо знакомое нам с Вами по стране исхода.
Официальный Израиль старается всячески замолчать эти явления, продолжая представлять страну как убежище от антисемитизма для евреев всего мира. Горькая правда, однако, широко известна в диаспоре. То, что Израиль перестал быть защитой от антисемитизма, отрицательно влияет на решение многих евреев, особено пост-советского пространства, совершить алию. Так, мои родители, несколько лет колебавшиеся, переехать ли им в Израиль вслед за мной, оставили эту затею окончательно, когда им стало известно об анисемитизме в Израиле. К "своим" гоям они по крайней мере привыкли, а тут, мол, неизвестно, в какой квартал попадут и что их там ждёт. Таким образом, получается парадоксальная ситуация: Закон о Возвращении работает "наоборот"! Это, кстати, насчёт Вашего тезиса о психологическом комфорте.
Что побуждает многочисленных неевреев, в том числе и махровых антисемитов среди них, переезжать в Израиль? Причины главным образом экономического характера (как и у иностранных рабочих, к слову сказать), а иногда и криминального. Документ о еврейском папе или дедушке (настоящий или поддельный) служит лишь пропуском в страну.
Необходимо посмотреть холодным и трезвым взглядом и на службу в армии репатриантов с нееврейской самоидентификацией, попытавшись при этом абстрагироваться от эмоциональной нагрузки, которую несёт армейская служба в сионистском этосе. Приведу несколько основных моментов.
Первое. Служба в израильской армии, при всех связанных с ней опасностях, всё же предпочтительней службе в российской или украинской армии, где царят дедовщина и произвол и где солдаты месяцами не бывают дома. Таким образом, служба в израильской армии вместо российской, когда возможности выехать в другую страну нет, становится весомой причиной переезда в Израиль.
Второе. В последние годы распространилась сомнительная практика призыва в армию добровольцев-неевреев, не подпадающих под ЗОВ (речь идёт о правнуках евреев, и не только о них). По истечении определённого срока службы эти ребята получают гражданство. Таким образом, израильская армия превратилась в трамплин для натурализации иностранцев в Израиле. Что, в армии так катастрофически не хватает солдат? Не говоря уже о потенциале проникновения в армию иностранных агентов.
Третье. Центральное место, которое сионистский этос традиционно отводит службе в армии, приводит к тому, что служба в армии приезжающих в страну неевреев играет на руку политическим силам, стремящимся стереть еврейский характер государства. Давление происходит по трём основным направлениям: (а) тенденциозное противопоставление солдат-неевреев учащимся ешив, (б) использование случаев гибели солдат-неевреев и связанных с этим проблем для антирелигиозной пропаганды, (в) мотивировка предоставления гражданства детям рабочих-нелегалов желанием первых служить в армии. Выше было показано что желание приезжающих в Израиль неевреев идти в армию диктуется причинами, далёкими от сионизма. Не оспаривая того, что страна должна чтить своих героев, израильскому обществу следует серьёзно задуматься: а так ли уж необходимы ему эти нееврейские солдаты, эти жертвы?  
Ещё раз подчеркну, что успешная интеграция в народе новых людей возможна лишь тогда, когда их количество относительно невелико и когда существует искреннее стремление к этому обеих сторон. В настоящий момент ни одно из этих условий не выполнено. Массовое насильственное вливание в еврейский народ новых членов, связь многих из которых с еврейством весьма условна, не укрепит еврейский коллектив, а наоборот, ещё больше подорвёт его, воздвигнет новые перегородки, приведёт к обособлению этнорелигиозных групп внутри народа, составлению родословных и.т.д. И на каком общем знаменателе будет базироваться предлагаемый Вами "расширенный еврейский коллектив"? На языке иврит? Едва ли. На западных либерально-демократических ценностях? Их разделяют не все. Базовые еврейские ценности – тем более. А на одной лишь ненависти к арабам далеко не уедешь.
Такое расширение лишь играет на руку антиеврейским силам, не оставляющим надежду покончить с нашим народом – то ли атакой извне, то ли подрывом изнутри. И возникновение христианства (самоназвание – "Новый Израиль"), и возникновение реформистских течений в иудаизме в новое время произошли в периоды глубокого политического и духовного кризиса, когда значтельная часть народа была готова искать выход в разного рода чудодейственных средствах, могущих оказаться убийственными. Такой период переживает наш народ и сейчас, и наша задача – достойно выйти из этого кризиса, даже если для этого придётся пойти на жёсткие меры.
Вот далеко не полный перечень шагов, которые, на мой взгляд, необходимо сделать для улучшения демографической ситуации:
1) Официальное признание существования в Израиле этнических меньшинств – славянских и других, включая возможность всем желающим гражданам-неевреям записаться русскими, украинцами и.т.д. (Популярность идеи массового гиюра репатриантов-неевреев во многом обусловлена их неопределённым статусом и связанной с этим путаницей; данная мера позволит израильтянам расставить точки над "i" и понять, кто есть кто.)
2) Приведение ЗОВа к его первоначальному виду: предоставление гражданства только евреям и членам их семей. Каждый особый случай (например, сын еврея, подвергающийся антисемитским преследованиям) должен рассматриваться специальной комиссией в составе социологов, юристов, раввинов и представителей МВД.
3) Содействие в иммиграции из Израиля неевреев, желающих это сделать. В случае славян – содействие в возвращение в страны исхода, а также кооперация с русскими и украинскими общинами стран Запада с целью их приёма там.
4) Продолжение политики выдворения из Израиля рабочих-нелегалов, с одновременным принятием мер, направленных на их замещение израильской рабочей силой.
5) Выявление лиц, получивших израильское гражданство обманным путём, и выдворение их и их семей из страны.
6) Принятие Закона об антисемитизме, предусматривающего лишение гражданства и выдворение из страны участников лыбых антисемитских акций. В случае подросткового антисемитизма , должна быть выдворена вся семья.
Эти меры позволят удалить из израильского общества наиболее далёкие от еврейства элементы, упрочить поблекшее национальное самосознание, и тем самым создать благоприятные условия для интеграции в еврейский народ неевреев по Галахе, желающих это сделать.
Что же касается Ваших предложений по поводу иудаизации израильских арабов (даже тех из них, кто являются потомками евреев, принявших ислам более тысячи лет назад), идея кажется мне нерелевантной ни сейчас, ни в обозримом будущем.

С уважением,
Арье Трайнин.
(Автор – член амуты "Ров Йегуди Леисраэль")
9.03.2004





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria