Милена Фауст

Страна надежд или земля отчаяния?

Не секрет, что многие, прибывшие в Израиль из стран нынешнего СНГ в качестве репатриантов, питают слишком много надежд на жизнь в новой для них стране и не всегда их чаяния реализуются. Восторженная эйфория от попадания не только на историческую Родину, но и в новые условия жизнедеятельности и самореализации очень скоро переходит в тоску по утраченному образу жизни...   Смена привычной обстановки, дома, создаваемого годами, - если речь идет об уже не молодых людях, -  столкновение с иным образом жизни и другим менталитетом, новой экономикой, в конце концов, изменение привычек и принятых устоев  - все это зачастую приводит не только к изменению мнения о   новом доме, но и к депрессии. Каковы же причины этого?
Что делает будущий репатриант, решившись на отъезд в Израиль? Подготовив и сдав все необходимые документы, он отправляется учить язык, чтобы хоть на минимальном уровне иметь представление о языке той страны, в которую он едет. Итак, ульпан...
По-моему личному мнению, ульпаны в России очень слабые (пример  - Московские). И дело даже не в том, что учителя иврита порой настолько некомпетентны, что не могут ответить на простейшие вопросы грамматики (кстати, насколько мне известно, иврит в московских ульпанах преподают и те, кто закончил в Израиле ульпан Алеф). Дело в обстановке в целом.
Московские ульпаны принимают любого желающего изучать иврит. Зачастую там даже не спрашивают дату возможного отъезда. Вновь пришедшем выдается ни к чему не обязывающая анкета, заполнение которой вовсе не обязательно. Заполнил   хорошо, нет -  жаль... Анкета состоит из 10 вопросов:   имя, фамилия, отчество, хотели бы вы жить в Израиле; если да, то в каком городе; и несколько вопросов о  том, что заполняющий анкету хотел бы узнать о стране эмиграции подробнее. Анкеты сдаются и о них забывают. Дальше начинаются уроки языка...
Группы пытаются разделять по возрасту, но это, увы, пока мало удается. Условие существование группы -  как минимум 10 человек на занятии. Понятно, что в зимнее время желающих идти изучать иврит намного больше, чем в пору отпусков   летом. Посему, в летнее время группы закрываются гораздо чаще. Тех, кто уцелел при закрытии группы, обычно перебрасывают в другие, как правило, отстающие по урокам. Были случаи, когда некоторые из закрытых групп переходили в более сильные, но это единицы… Таким образов в постижении иврита в России всегда есть так называемый  «отъезд  назад» . Я сама трижды меняла группы, которые с завидной периодичностью распадались, и уходила в более сильные. Но и там занятия проходили по достаточно легким учебникам.   На один урок проходится, как правило, недели полторы. Всего в первой части учебника, принятого к изучению   «Шеат Иврит»    - 18 уроков. До них моя группа, закрывающаяся и меняющаяся постоянно, шла полтора года. Если учесть, что, как правило, люди, приходят изучать иврит уже незадолго до отъезда, то они даже до середины книги не доходят. И это при том, что уроки языка длятся в среднем по полтора часа два раза в неделю, плюс есть воскресные четырехчасовые группы...
В тех же российских ульпанах на обязательном уровне существуют так называемые  лекции по истории и традиции Страны. Объясню, что это такое. Два раза в неделю приходят (в моем случае были все время разные) профессора неизвестно каких университетов в кипах и начинают рассказывать об Израиле. Первая лекция обычно посвящена жертвенности иудейского народа, временам Холокоста и общей нелюбви к евреям в мире. Подробно рассказывается, что страдание за веру у каждого иудея в крови и что страдать за нее он будет всю свою жизнь. Как сейчас помню: после этой лекции число слушателей сократилось наполовину. То есть, часть будущих репатриантов так и осталась без вводных знаний об Израиле и его народе, а часть -  поняла, наконец, насколько они несчастны и как они всю свою жизнь страдали, и еще будут страдать. Преподаватели, также как и группы, менялись, предлагая каждый раз что-нибудь  новенькое. В отведенные полтора часа мало кто из них укладывался, у слушателей оставалась надежда на то, что в следующий раз они наконец-то дослушают лекцию о, например, первой и третьей алие, но...  в следующий раз лектор обычно приходил  новый, и его рассказ был посвящен совсем другому... Таким образом, и меня самой сложились очень отрывочные сведения о культуре, традиции и истории Израиля. И это за полтора года хождения в ульпан дважды в неделю... Что было хорошо в ульпане, так это обещания всех и вся, что в Израиле будет лучше и намного. Основная мысль обещаний: «ВАМ ТУТ ПЛОХО, ПОТОМУ ЧТО ТУТ ВЫ ЕВРЕЙ».  Неважно как вы тут устроены, есть ли у вас работа и семья, довольны ли вы -  вам должно быть тут плохо, тогда как в Израиле... далее следуют обещания в неимоверных количествах. Хочешь, не хочешь, а начинаешь верить в то, что Израиль страна молока и меда и каждый житель ждет именно тебя для того, чтобы по приезду заключить в свои объятия и назвать братом по крови...
Все это  вселяет надежду на обещанные золотые горы, и чувство  своего среди своих... Но, увы, обычно за всеми обещаниями лектора и преподаватели упускают, вернее, психологически отодвигают человеческий фактор. А именно, в Израиле надо будет жить... Жить обычной, человеческой жизнью со всеми вытекающими последствиями - обзаводиться собственным домом, бытом, хозяйством, знакомыми, работой, увлечениями и так далее.
Что же получает репатриант в итоге?
Наконец-то попав в Землю Обетованную, он имеет:
-          Знание (но не владение(!)) о языке на уровне  «спасибо-пожалуйста», «я из СССР»,  «денег нет», «оле хадаш»...
-          Сумбурное представление об истории и традициях того народа, с которым ему доведется жить,
-          Полное отсутствие желание стать частью этого народа, поддерживать его историю и традиции, о коих он не более чем наслышан...,
-          Непреодолимое желание получить все ему обещанное  в России (золотые горы, работу, дом, машину и лучшую жизнь) и потребовать еще чуть-чуть -  вдруг да дадут....
И так далее...
Конечно, на первые полгода-год жизнь олим хадашим* в новых условиях  исторической родины, принявшей его как сына, обеспечена - всевозможные выплаты министерств, обеспечение жильем и бесплатным ульпаном. Однако человеку свойственно думать и задумываться - что будет дальше? А дальше как раз начинается пустота. Причем у многих  - тотальная. Покупать свою квартиру или дом   дорого и нужны деньги. Нет работы по специальности, язык не на должном уровне, все чужое. Именно это  чужое  и вселяет раздор в здравые умы. Очень трудно привыкнуть к тому, что надо начинать жизнь сначала, а государство, как назло, уже исчерпало денежный эквивалент доверия, а потому придется все делать самому (что-то типа:   «Это Я, у которого в ...  (любой город СНГ) был  (нужное подчеркнуть)   автомобиль, собственный дом, сарай, гараж, сторожевой пес...,  должен тут за гроши горбатиться?...) Тем более, если уже сил нет, а до пенсии далеко. Снова искать работу, снова что-то устраивать, суетиться, бегать... Нет-нет, да и вспомнится хорошо устроенная жизнь где-нибудь в СНГ. Не настолько, чтобы шиковать, но и не бедствовать, как оказалось.
Правда, до недавнего времени репатриантов делили на тех, кто уезжал из страха за будущее и в погоне за экономическим довольством, и тех, кто уезжал за идею. Последних оказывалось, да и сейчас можно найти, не много. И вот те, кто вроде бы уезжал на золотые россыпи, обещанные ему еще в СНГ,  экономически бедном и антисемитски наполненном, оказываются снова перед фактом элементарного выживания. Причем не только социального, но и духовного. И если с экономическими проблемами мало помалу можно все-таки как-то справиться и даже состояться, то куда труднее справиться с собственными мыслями.
Не каждый готов бороться за свою жизнь, надеяться на лучшее, ждать... Намного проще встать на позицию обманутого: «Израиль мне обещал,  государство мне должно…»  и так далее - подобные речи очень часто можно услышать в русскоговорящей среде. Люди без чувства Родины -  я бы так могла охарактеризовать этих граждан. Потребительское, паразитирующее начало -  вот главное для них. Такие люди совершенно не задумываются о том, что ОНИ дали Израилю за годы своей жизни тут. Им должны все и вся. Эйфория от первых годов жизни  на всем готовом  прошла, осталось озлобленность и непригодность, зачастую переходящая в постоянную депрессию.
Такие  олимы  через несколько лет жизни в Израиле имеют следующее:
-          отсутствие знания языка (а зачем?)
-          практически полнейшее неприятие и непонимание культуры Израиля  (а зачем?)
-          Озлобленность на всех и вся, прежде всего на государство и народ в целом.
-          Самые радужные воспоминания о жизни до Израиля
-          Постоянные разговоры о том, что  если бы мог, то уехал ...
-          .. ну ... и полное бездействие в попытках улучшения жизни....
Причем, что характерно, разговоры о  бегстве из Земли Обетованной, где, как оказалось, путь в Эдем выложен  терновником и остроугольными камнями, так и остаются разговорами. Израиль, при всех его минусах, все-таки намного более удобен, нежели любая другая страна мира, и чем «возврат к истокам», то есть, СНГ.  Так и живут эти несостоявшиеся репатрианты, не обретшие Родину в лице Израиля, не полюбившие свои корни, но выкачавшие максимальную выгоду из своего  еврейства, а по окончанию  денежного дождя  так и остались у кормушки, в надежде на то, что может что-нибудь и им перепадет. Однако день за днем не получая новых благ, право на которые они уже года два назад как исчерпали,  последние начинают громко ругаться в сторону  руки, раздающей блага, забыв, что когда-то именно эта рука, которую сейчас они норовят укусить, сама их приласкала и пригрела...
-------------------------------------------
*Новые репатрианты, иврит. Так называются все, приехавшие в Израиль по Закону о Возвращении
08.2003



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria