Евгений Мерзон

К 65-летию со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого

Высоцкий как зеркало правого лагеря или «С кем вы, мастера культуры?»

Так получилось, что в любой моей статье есть цитата из Владимира Семеновича Высоцкого. Этакая метка, типа «черной кошки» в фильме «Место встречи изменить нельзя». А после статьи «Охота на волков» многие на меня накинулись просто с криками «Руки прочь от Высоцкого!»
И вы знаете, я задумался: а имею ли я моральное право прикрывать свои правые убеждения авторитетом Владимира Семеновича ? И с кем был бы он сам, если бы вдруг реализовал своё право на возвращение и репатриировался в Израиль. Может быть, что он оказался бы в противоположном лагере, как многие «мастера культуры», правда уже уехавшие от нас. Но мы же помним Козакова, Леонидова и Селезнёву, дружно, как на первомайской демонстрации, призывающих голосовать за партию «Авода». Мог бы Высоцкий оказаться в их тёплой компании? Мне не выпало счастье быть знакомым с Владимиром Семеновичем, но, стократно перечитывая его стихи и слушая песни, я пришел к твердому убеждению, что не стал был он платным агитатором, как Михаил Козаков, даже испытывая тяжелую нужду. Как говорил мой, любимый, киногерой (после капитана Жеглова, конечно) - товарищ Сухов : “Эт-вряд ли.”
Но может быть, идеология левых была ему близка и он стал бы агитировать за «лагерь мира» не корысти ради? И хотя я не литературный критик и не психолог, все же пострараюсь проанализировать, опираясь на песни Владимира Семеновича, к какому бы лагерю примкнкул он , окажись в Израиле в наше время. Давайте рассмотрим, чем отличаются правые от левых в израильских реалиях.

1. Отношение к cвоей Земле.

Правые, в отличие от левых, считают всю Эрец Исраэль своей землёй и готовы драться за неё на смерть. У левых есть два подхода. Одни говорят, что эта земля не наша и нужно отдать её законным владельцам - арабам. Другие сомневаются, возможно, что эта земля и наша, но стоит ли ради могил каких-то предков рисковать жизнью наших сыновей? Лучше отдать все, что можно и спрятаться за Забором. Авось пронесёт. Какое отношение к земле мы находим в песнях Высоцкого?

Наконец-то нам дали приказ наступать,
Отбирать наши пяди и крохи, -
Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на востоке.

Мы не меряем Землю шагами,
Понапрасну цветы теребя, -
Мы толкаем ее сапогами -
От себя, от себя !
(Мы вращаем землю)

Правым характерна уверенность в нашем праве на эту землю, им не нужны дополнительные аргументы, кроме «Это наше и всё» . У них есть вера, что сама Эрец Исраэль даст нам силы выстоять в борьбе. Как у Высоцкого:

Отставить разговоры!
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы -
Они помогут нам!
(Военная песня)

И жертвовать жизнью в борьбе за свою землю для правых оправданно, это лучше чем приносить жертвы какому-то идолу, типа «мирного процесса».

Сегодня не слышно биенье сердец -
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:

"На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу - придет другой".
Мы не успели оглянуться -
А сыновья уходят в бой!
( Сыновья уходят в бой)

2. Готовность идти на любые жертвы ради принципов.

Левые отказываются от борьбы за землю не только из-за боязни смерти или по идеологическим причинам, но так же потому, что не хотят конфликтовать с мировым общественным мнением, боятся международной изоляции, экономического бойкота, санкций и как следствие этого понижения благоотояния. Стоит ли ради камней Иудеи и Самариии и песков Газы нести тяжкие материальные жертвы? Ради уровня жизни стоит немного поступиться принципами. Какое отношение к этой дилеме у Владимира Семеновича?

Как все, мы веселы бываем и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден -
Мы выбираем деревянные костюмы, -
Люди! Люди!

Нам будут долго предлагать не прогадать:
"Ах, - скажут, - что вы! Вы еще не жили!
Вам надо только-только начинать!.." -
Ну, а потом предложат: или - или.

Или пляжи, вернисажи, или даже
Пароходы, в них наполненные трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи -
Или просто деревянные костюмы
(Деревянные костюмы)

Правые верят, что за свои принципы нужно бороться хоть со всем миром, несмотря на любые тяготы. Недаром Владимир Евгениевич Жаботинский, идеолог израильских правых, примером для подражания избрал праотца Йакова, не побоявшегося бороться с самим Б-гом, и посему полушившему имя Исраэль.
Девиз правых- делай, что надо и будь что будет! Левые же часто выбирают позицию крыс, бегущих с корабля.. Недаром движение, отказывающихся служить в армии (сарваним) зародилось в левой среде.
А большинство правой молодёжи, наоборот, стремится в самые элитные боевые части, и уже около половины среднего командного соcтава ЦАХАЛа носят вязаные кипы. Правым характерно, вера что бороться нужно до конца:

Кто хочет жить, кто весел, кто не тля, -
Готовьте ваши руки к рукопашной!
А крысы - пусть уходят с корабля, -
Они мешают схватке бесшабашной.

И крысы думали: а чем не шутит черт, -
И тупо прыгали, спасаясь от картечи.
А мы с фрегатом становились к борту борт, -
Еще не вечер, еще не вечер!
( Четыре года рыскал наш корсар)

3. Отношение к демографической проблеме.

Правых, в отличие от левых, не пугает складывающаяся в пользу арабов демография. Они не считают, что бегство из Иудеи, Самариии и Газы- это лучший и единственный способ решения этой проблемы. Я уже не говорю, что решение это временное, так как не остаётся миллион арабов внутри «зеленой черты». Правые же считают, что проблема противостояния двух народов в одной стране не должны решаться с чисто арифметической точки зрения.

Их восемь - нас двое, - расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа, держись! Нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину -
Мне цифры сейчас не важны:
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит - и шансы равны.
(Песня летчика)

И мне трудно найти более верную аргументацию.


4. Отношение к поселенцам.

Мне сразу могут возразить, что выделять это в отдельный пункт некорректно, так как «во времена Шекспира не было сигарет «Друг». ОК, согласен, но давайте посмотрим это как на отношение к друзьям, попавшим в тяжёлое пололжение. Левые говорят: « Сами виноваты! Пусть либо уходят, либо разбираются с арабами сами. А мы тут ни при чем». Находятся и такие, которые уговаривают Арафата убивать поселенцев и не трогать «хороших» евреев внутри «зеленой черты» оседлости.
Для правых неприемлема сама мысль о том, что можно бросить друзей в беде. Как и Высоцкому:

Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел.
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал
( Песня о друге)

Левые безразличны к гибели поселенцев Иудеи, Самарии и Газы, для правых же это такая боль, как если бы терракты были в центре Иерусалима и Тель-Авива

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И тогда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили - его, не тебя,
(Баллада о борьбе)

Именно поэтому правые ребята из батальона Алия добровольно охраняют поселения .

5. Отношение к проблеме смешанных браков.

Все знают, что именно Владимир Семенович первым поднял эту жгучую для Израиля проблему в песенке про жирафа, который влюбился в антилопу. В еврейской среде есть глупые жирафы, влюбляющиеся в гойских антилоп.

"Что же, что рога у ней, -
Кричал Жираф любовно, -
Нынче в нашей фауне
Равны все пороговно!
Если вся моя родня
Будет ей не рада -
Не пеняйте на меня, -
Я уйду из стада!"

Религиозные, типа ШАСа поднимают- " галдёжь и лай", а левые занимают подзуживающую позицию старого попугая, кричащего, что
"Жираф большой - ему видней!"
Позиция же правых напоминает мнение автора, то есть самого Высоцкого

...Пусть Жираф был не прав, -
Но виновен не Жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей:
"Жираф большой - ему видней!".

То есть - эту проблему, конечно же, можно и нужно решать, но не к чему делать из неё политический жупел.

6. Отношение к политическим противникам.

О том что правые, в отличие от левых, к своим конкурентам относятся излишне благородно, написано очень много. Я не буду пересказывать содержание своей статьи «Охота на волков». Отношение правых в точности соответсвтвует поведению героя песенки о сентиментальном боксере.

Неправда, будто бы к концу
Я силы берегу, -
Бить человека по лицу
Я с детства не могу.
А левые же ведут себя, как «Борис Буткеев из Краснодара»:

И думал Буткеев, мне челюсть круша,
Что жить хорошо и жизнь хороша.

Остаётся надеятся, что на этих выборах все закончится, как и в песне,
Мне руку поднял рефери,
Которой я не бил.

7.И последнее. Отношение самого Высоцкого к израильским левым.

Ну не любил их Владимир Семенович. Почему не знаю, но наверно, провидением гения понимал их цели. Догадался , что левые пытаются уничтожить еврескую сущность Израиля:

Меняете вы русские просторы,
Лихую безнадежность наших миль
На голдомеирские уговоры,
На этот нееврейский Израиль?!

А левые действительно хотят создать нееврейский Израиль, ну как не вспомнить знаменитую фразу, проигравшего в 1996 году Переса, о том что «на этих выборах евреи победили израильтян». А может Высоцкий не любил левых за их жлобскую агрессивность ?
Недаром он написал:
Моше Даян - сука одноглазая,
(Мишка Шифман)

Интересно он знал, что это Даян приказал силой вернуть, бегущих из Хеврона и Калькилии арабов, что именно он настоял на полной отдаче Синая и разрушении Ямита, что разграбил все археологическе раскопки, в том числе Маарат А Махпела, для своей личной коллекции?
Я представляю , на какие строки вдохновила бы Высоцкого дочурка Даяна- Яэль ...

Заключение.

Как я уже писал, что не претендую на серьёзную литературоведческую работу. Я, возможно, по дилетантски попытался понять, в первую очередь сам, чем правые отличаются от левых и почему я сам нахожусь в правом лагере. Если, читая мои сумбурные мысли, Вам, даже не согласным со мной, захочется лишний раз послушать Высоцкого, значит я уже не зря потратил время, написав все это. Если же Вы всерьёз задумаетесь о затронутой мной проблеме, то это просто будет здорово.
Левые мне могут сказать: « Ха, ты переврал факты , надергал цитат и пытаешься сделать из Высоцкого рава Каханэ! А как насчет того, что Высоцкий, в отличие от тебя, правого экстремиста, уважал права другого народа на свободу и самобытность». И будут правы . Во- первых, есть такое у Высоцкого, в песне « Почему аборигены съели Кука». А во-вторых, да я правый экстремист, и виноваты в этом папа, мама и немного Владимир Семенович. Потому что с детсва у моей кроватки стоял старый магнитофон «Астра» и там крутились затертые кассеты с песнями Высоцкого, на которых-то и слов невозможно было разобрать. Но я разобрал:

Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, палачом -
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!

25.01.2003 г.





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria