Александр Лихтикман

Хомут для БАГАЦа

Общеизвестно, что БАГАЦ - самая идеологизированная и оторванная от масс государственная структура. Даже если не ограничить, а полностью отменить все полномочия "Высшего Суда Справедливости", ситуация с правами человека в стране не изменится ни на йоту. Потому что однобокая справедливость и полное ее отсутствие - синонимы.
Наверное, единственное решение правительства Кадимы, заслужившее одобрение израильского общества, - это утверждение реформы министра юстиции Даниэля Фридмана, ограничивающей полномочия БАГАЦа. Отныне высшая судебная власть не сможет отменять законы, принятые Кнессетом, за исключением тех случаев, когда имеет место явное противоречие с двумя действующими конституционными законами о праве и достоинстве личности и свободе предпринимательства. При этом если за "отмененный" БАГАЦом закон проголосовало квалифицированное большинство в Кнессете (61 голос), то закон останется в силе, сколько бы госпожа Бейниш и ее коллеги ни стучали молотками по столу.
Принятое с минимальным перевесом решение правительства - результат длительного противостояния двух сил, далеких от нужд среднего израильтянина. И он заставляет усомниться в непреложности истины о дерущихся панах и холопьих чубах. Порой положительные изменения в государстве оказываются побочным эффектом сведения чьих-то мелких счетов "наверху". Неважно, на самом ли деле Ольмерт мстит судебной системе за всенародный позор, а Фридман отыгрывается за то, что его подружку много лет назад не приняли в "клуб избранных". Главное - на БАГАЦ надели хомут, и большинство рядовых граждан, не доверяющих данной организации , испытало нечто вроде благодарности к задержавшемуся в дверях главе правительства и его чудо-министрам.
Парадокс в том, что защитники БАГАЦа, надеющиеся на медленную смерть реформы Фридмана в парламентских комиссиях и подкомиссиях, теоретически правы. В результате нововведений, судебная ветка власти может оказаться сильно подрезанной, а полномочия законодательной и исполнительной непропорционально разрастутся. Теперь те, кто призваны защищать демократию и стоять на страже прав человека, не смогут вмешаться, если Кнессет примет антидемократический закон, и не смогут ограничить коррумпированного премьера, если подкупленная коалиция выразит ему доверие. Представим себе, что через несколько лет парламентское большинство вознамерится ущемить некий бесправный сектор в обществе, но добрые люди в смешных черных накидках ничего не смогут предпринять. Кто встанет на пути фашизма? Кто посеет разумное, доброе, вечное? Может быть, политические партии и дружественные народу правительства?
Но правота защитников БАГАЦа только теоретическая, неудивительно, что они водятся исключительно в бумажной, электронной и виртуальной реальностях. Вероятность встретить на улице прохожего, верящего в беспристрастность "высших судей", стремится к нулю. Общеизвестно, что БАГАЦ - самая идеологизированная, оторванная от масс и неподконтрольная государственная структура. Например, гражданам Израиля позволяется определить партийно-персональный состав Кнессета, но не его политику. Раньше мы могли выбрать даже главу правительства, правда, опять-таки, персону, а не программу. В случае же с БАГАЦом не соблюдается даже видимость демократии. Рядовой гражданин не может повлиять ни на его персональный состав, ни на его решения. А ведь это форум, претендующий на право монопольного толкования такой категории, как Справедливость!
Жаль, что не существует тотализаторов на решения "Высшего суда справедливости". "Тото-БАГАЦ" была бы беспроигрышной лотереей! Любой мало-мальски эрудированный потребитель новостей может с точностью предсказать исход практически любой апелляции в высшую судебную инстанцию. Приговоры, оглашаемые под каменными сводами обители израильской справедливости, предсказуемы, как погода в июле. Странно, что серьезные организации и одинокие правдолюбцы-бессребреники тратят время и немалые деньги на участие в чисто ритуальном действе с заранее известным исходом.
Например, вердикты по апелляциям оппозиции против коалиции, поселенцев против правительства, евреев против арабов, верующих против атеистов и обычных мужчин и женщин против особей, неопределенной ориентации будут, с высочайшей степенью вероятности, отклонены. А апелляции против разрушения арабского дома или против строительства еврейского поселения, с такой же вероятностью - удовлетворены. При этом БАГАЦ вполне может отсрочить депортацию поселенцев на три дня (чтобы у простаков зажглась искра надежды) или признать факт еврейского владения спорным участком, чтобы тут же объявить вопрос "политическим" и развязать руки правительству и армии. Или позволить Марзелю и Бен-Гвиру маршировать с флагами по Умм эль-Фахму - прекрасная возможность ухватиться за неумную провокацию, чтобы стать в позу радетелей свободы шествий.
Впрочем, и БАГАЦом нужно уметь правильно пользоваться. Заплатив щедрую дань третьей власти, получаешь выход на "четвертую". Кто бы узнал о деятельности г-на Гершома Соломона и его "Верных Храмовой горе" соратников, если бы СМИ не сообщали о регулярно подаваемых и автоматически отклоняемых просьбах о восхождении?
Не стоит принимать за чистую монету либеральную риторику "высших судей". Их не особенно беспокоит полицейский произвол и пыточное следствие в ШАБАКе, неважно, надевают ли мешок на голову еврею или арабу. Они не возражают против внесудебных задержаний и бессрочных административных арестов, равно как против массовых амнистий террористов. Они отклоняли и будут отклонять апелляции, требующие запретить использование армии в полицейских операциях. Они спокойно работали в своем каменном замке, когда впервые после Второй мировой войны солдаты и полицейские силой сгоняли с насиженных мест целые еврейские общины. И в формальном отношении к демократическим процедурам их не обвинить - после вердикта, разрешившего Ариэлю Шарону наплевать на результаты референдума в правящей партии.
БАГАЦ на самом деле не враг правительству. В Израиле никогда еще не побеждала на выборах партия, всерьез угрожавшая мировоззрению "высших судей". БАГАЦ искренне хочет сотрудничать с исполнительной и законодательной властями и, возможно, не понимает причин нынешнего конфликта. За что на них вдруг напустили Фридмана? Почему он не дает им покоя уже почти год и даже под конец каденции не унимается? Ведь не из-за давней же истории с обиженной подружкой? И уж, конечно, не из-за второстепенного закона о гражданстве для арабских иммигрантов. И не из-за разногласий по поводу заборостроения - ведь решения БАГАЦа о переносе километров забора с места на место позволяют подрядчикам получить дополнительные миллионы шекелей из госказны! И, наконец, самое главное: разве образ идеального общества, каким он видится в вердиктах БАГАЦа, сильно отличается от жизненных воззрений Ольмерта и Ливни? Неужели, нельзя договориться?
Возможно, решающим фактором в торможении "судебного активизма" действительно являются обиды главы правительства и амбиции министра юстиции, и конфликт с "высшими судьями" - редкий по нынешним временам случай, когда личность влияет на ход истории. Был бы назначен вместо Фридмана аморфный Дан Меридор - и не было бы никакой реформы. Так что, можно сказать, нам случайно повезло.

Zman.com, 15.10.2008


  • А судьи кто? Как назначают судей в Израиле и других странах

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria