Лев Кацин

Я-Йосеф!

Недельная глава "Вайигаш"
Эта недельная глава является одним из наиболее драматических и напряженных мест Торы. Двадцать лет назад Иегуда уговорил своих братьев продать Йосефа в рабство. И вот сегодня все они попадают в руки главного министра Египта, не подозревая о том, что он и есть их брат Йосеф. Должна произойти развязка их долголетней ссоры. Но наша задача - не только следить за сюжетом, а вдуматься, глубоко вдуматься в историю Йосефа и его братьев. Зачем вообще Тора детально повествует об их жизни, вместо того, чтобы давать, практические, необходимые нам законы?
Дело в том, что как раз в этом повествовании скрыты основополагающие, фундаментальные законы жизни. В этом-то и заключается необыкновенная притягательная сила Торы: человек, изучающий ее, прикасается не только к чему-то для себя новому, но и к опыту собственной жизни, к своим мыслям и чувствам, к самому себе. Еврейские мудрецы советуют человеку вести дневник, аккуратно записывая и анализируя события текущих дней и лет. Пройдет время, и человек сам обнаружит закономерности жизни, те самые которые описаны в Торе. Попытаемся с этих позиций вникнуть в кажушиеся случайными детали истории продажи Йосефа.
Трудно, очень трудно сказать, кто виноват в случившемся потому что виноваты все. И в первую очередь Яаков. Он же, возможно, и получил самое большое наказание - двадцать лет горечи и скорби о как он думал, погибшем любимом сыне. Виноват и сам Йосеф, неосторожно рассказывая о своих символически предвосхищающих его возвышение над братьями снах. И приносил Йосеф на своих братьев злую клевету отцу - рассказывает нам Тора. Конечно, он лишь только защищал сыновей Зилпы и Билги, наложниц Яакова, от нападок сыновей Леи, жены Яакова. “Сыновья Леи называют других братьев рабами”, - жаловался он отцу. Йосеф говорил правду, но сначала следовало честно поговорить с братьями: Реувеном, Шимоном, Леви и Игудой, и если бы его прямой разговор с ними на возымел действия, лишь тогда он мог бы обратиться к отцу. Не сделав этого, Йосеф разжег ненависть в их сердцах. "Он хочет погубить нас", - думали братья. И Йосеф был наказан. Он говорил, что братья называют сыновей наложниц рабами, и вскоре рабом стал сам. Виноваты и братья, на сумевшие простить и позволившие ревности и ненависти вкрасться в их сердца.
Егуда останавливает братьев, задумавших убить Йосефа. Вместо этого он предлагает продать его в рабство. А отцу Яакову рассказать о его случайной смерти, показав окровавленную козью шкуру - одежду Йосефа. И тут мы находим удивительную точность наказания Иегуды.
Он привел своего отца к трауру, и сам хоронит двух своих сыновей, одного за другим. Он обманул отца козьей шкурой, жена его умершего сына Тамар обманывает и позорит его, обернувшись в одежду, из козьей шкуры. Да и все братья, продавшие в рабство Иосефа и обманувшие отца, в трауре разорвавшего свои одежды, будут наказаны. Придет день, и теперь уже обманутые братья разорвут на себе одежды и назовут себя рабами главного министра Египта - их брата Йсефа.
И таких “случайных” совпадений в Торе множество. Буквально каждое слово Торы изучается Талмудом, освещающим светом смысла каждую деталь, вскрывая нам вновь и вновь, что все случайности закономерны.
Итак, через 20 лет после продажи Йосефа в рабство, в страну Израиля приходит страшная засуха и голод. Дети Яакова направляются в Египет в поисках хлеба. За эти годы египетскому Рабу Йосефу пришлось много пережить. Преследуемый женой своего хозяина Потифара и брошенный в тюрьму, Йосеф разгадывает сны министров фараона. Ему сопутствует удача, и он разгадывает сны самого фараона, который назначает его главным министром Египта. И вот однажды Йосеф узнает своих братьев, прибывших в Египет купить хлеб. Он не открывается им, а приказывает арестовать их, обвинив в том, что они лазутчики вражеской страны. "Мы хотели лишь купить хлеба для наших семей, нашего отца и младшего брата: Беньямина". Йосеф, притворившись, продолжает расспрашивать их через переводчика об их отце и брате и восклицает: "Пусть подтвердятся ваши слова. Приведите сюда вашего младшего брата Беньямина".
Вернувшись в Израиль, братьям не удается уговорить отца отпустить Беньямина в Египет. После утраты Йосефа Беньямин является единственным утешением отца, засуха продолжается, и голод становится все сильнее. Тогда Иегуда все же уговаривает Яакова отпустить Беньямина а Египет с ними, ибо это единственный способ спасти всю семью от голода. Иегуда обещает Яакову, что сумеет вернуть Беньямина домой. Увидев младшего брата, главный министр Египта как будто поверил братьям, пригласил в свой дом и дал им много подарков. Однако Йосеф приказывает слугам подложить свой личный бокал в мешок Беньямина. Братья, радостные, направляются домой, но они не успевают отойти далеко, их настигает стража министра и обвиняет в краже. “Этого не может быть, - отвечает Иегуда. - Если найдете у кого-то бокал, то он будет вам навечно рабом.” Стража приступает к обыску и у последнего, младшего брата Беньямина, находит личный бокал министра. Иегуда и его братья в трауре рвут на себе одежду, провозглашая: “Все мы будем рабами!”. Они возвращаются к министру фараона, ведь невозможно показаться на глаза их отцу Яакову без Беньямина.
"И приблизился к Йосефу Иегуда". - С этих слов начинается наша недельная глава. Иегуда рассказывает египетскому министру о том, что старший брат Баньямина Йосеф пропал, и что их отец Яаков провал долгие годы в траура и горе, и сегодня Беньямин - его единственное утешение. “Отпусти его и позволь мне остаться рабом вместо него”- обращается он к Йосефу. - Потому что мой отец не выдержит, он умрет, узнав о потере Беньямина”. Именно тут нашел Йосеф нужным открыться. “Я Иосиф! - воскликнул главный министр Египта.- А мой отец, еще жив?” И затрепетали братья перед Йосефом, узнав проданного ими в рабство родного брата. И заплакал Йосеф и сказал: “Я брат ваш Йосеф, которого продали вы в рабство в Египет. А теперь не печальтесь, ведь Всевышний послал меня сюда, чтобы я смог прокормить всю семью”. Йосеф приглашает братьев вместе с отцом переехать в Египет. Что и произошло. Их потомки, евреи, будут находиться там вплоть до их Исхода из Египта.
Обычно это место Торы принято считать проявлением великодушия Йосефа, простившего своих братьев. Это так. Однако непонятно: почему открываясь братьям “Я Йосеф”, он спрашивает: “А мой отец еще жив?” Неужели он не слышал рассказ Игуды, который просил отпустить Беньямина, ибо их отец Яаков не выдержит его потери? Уже несколько раз братья рассказывали Йосефу о своем отце. Да и вообще, если Йосеф так великодушен, то почему он так долго испытывал своих братьев, почему не открывался им сразу? Да, великодушие йосефа огромно, но также велико его стремление к справедливости. Егуда, ты утверждаешь, что отец на - выдержит утраты Беньямина? "Я Йосеф! А мой отец еще жив? - Как выдержал он утрату меня? Думал ли ты о страданиях отца, продавая меня в рабство?” И затрепетали братья перед Йосефом. Пришло время нести ответственность за совершенный поступок. Йосеф дал им прекрасный урок, дабы они до глубины души осознали свою ошибку. И лишь тогда вспомнил Йосеф о своем братстве. "Я брат ваш Йосеф", и великодушно их простил.
Один из величайших еврейских мыслителей Израиль Мэир Коган, живший в Литве в начале этого столетия, написал книгу "Хофец Хаим" ("Стремящийся к жизни"), целиком посвященную законам взаимоотношений между людьми, запрещенным разговорам, клевете, лжи и "дурному языку." Он приводит потрясающую мысль. История Йосефа начинается с дурного слова, с клеветы и ссоры, а кончается тем, что Яаков и все его двенадцать сыновей переселяются с Египет. Но ведь это начало порабощения евреев! Удивительная сила слова, изменившая весь ход нашей истории, из-за этого слова раб все евреи стали рабами а Египте. “Дурной язык” и беспричинная ненависть евреев друг к другу явились главными причинами разрушения Храма, они и остаются главными причинами продолжающегося вот уже два тысячелетия изгнания.
Но в этом же самом рассказе есть и другая историческая параллель, полная света надежды. Да, Иегуда продал Йосефа в рабство, но ведь этим он спас его от смерти, от гнева стремящихся убить его братьев. За это Егуда и его потомство также выживают несмотря на все попытки уничтожения, становятся неистребимыми. Все царские династии Израиля исчезли. И только ветвь царя Давида, потомка Игуды осталась до сегодняшнего дня. Уведенные в плен Ассирией почти все колена Израиля пропали, кроме потомков Игуды. (И только колено Беньимина, потомки не принимавшего участия в продаже Йосефа, остались до сего дня. )
Парадоксальная мысль. В одном и том же действии мы находим и достойное критики , и достойное хвалы. За продажу Йосифа в рабство Иегуда сам становится рабом Иосефа, и в дальнейшем весь еврейский народ переживает египетское рабство. Однако, с другой стороны, Егуда спас Йосефу жизнь, и поэтому его потомки (колена Егуды) удостаиваются спасения и чудом выживают в жестоком изгнании. Да, велика разрушительная сила ненависти, дурного слова. Но вдумаемся в созидательную силу любви, доброго слова или благородного поступка. Сила эта никуда не пропадет, продолжая нести жизнь из поколения в поколение.


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria