Лев Кацин

По прошествии...

Недельная глава "Микэтц"
Хорошо известно, что для достижения цели необходимо не пассивно ждать, а предпринять вполне конкретные действия.
Однако некоторые из нас с удивление отмечают, что чрезмерные усилия отнюдь не всегда приводят к успеху и даже, наоборот, могут дать прямо противоположные результаты. Жизненный опыт учит, что излишняя суета, инициатива наказуема.
Может быть, дело в том, что успех зависит не только от предпринимаемых усилий, но и от силы веры человека - источника вдохновения всех свершений. Если так, то чрезмерные усилия могут отражать, внутреннюю неуверенность в самой возможности достижения цели, т.е. недостаток веры. А ведь Всевышний дарует свое благословение в награду за веру. Но как отличить отличить необходимое усилие от усилия чрезмерного? Как добится точного баланса между действием разума и верой сердца? Обратим за советом к нашей недельной главе Торы.
"И было по прошествии двух лет, и фараону снится сон".
С этих слов начинается история освобождения Йосефа, в один день, превратившегося из презренного раба в самого могущественного - после фараона - человека в Египте.
Вспомним. Из-за зависти и ненависти, разгоревшейся между братьями, Йосеф был продан в рабство в Египет, где служил в доме Потифара. Красивый юноша понравился жене хозяина, которая, однако, не добившись от него желаемого, оклеветала свою честь, что и привело его к двенадцатилетнему заключению (Обратите, кстати, внимание на закономерность событий: в прошлой недельной главе сказано, что Йосеф оклеветал своих братьев перед отцом, а теперь сам стал жертвой клеветы).
Но если Йосеф провел в неволе двенадцать лет, то почему же рассказ о его освобождении начинается со слов "И было по прошествии двух лет...'
По прошествии двух лет с каких событий фараону снится сон, который никто но может разгадать?
Дело в том, что спустя десять лет после своего заключению в тюрьме Йосиф оказывается в одной камере с попавшими в немилость министрами фараона. В одну и ту же ночь им обоим снятся сны. Проснувшись, они дрожат от страха, опасаясь гнева фараона, и обращаются к Йосефу с просьбой растолковать значение снов. Одному из опальных министров он предсказывает близкую гибель, а другому - предстоящее освобождение и возвращение прежнего могущества. Обращаясь к последнему, Йосеф просит его: " Когда освободишься, то обязательно вспомни обо мне и спаси меня, вызволи из этой тюрьмы"
Все произошло в полном соответствии с предсказаниями Йосефа: один из министров был казнен, а другой освобожден и приближен к фараону. Однако "И вскоре забыл он Йосефа..." Лишь теперь, по прошествии двух лет после своего освобождения, когда фараону снится сон, который никто не может разгадать, вспоминает этот министр заключенного еврейского юношу, сумевшего правильно объяснить его сон.
Фараон, услышав об этом, требует немедленно привести Йосефа к нему. "Знаешь ли ты, как разгадывать сны?" - спрашивает он. И вот, к нашему удивлению, вместо уверенного положительного ответа Йосеф произносит: "Это не от меня. Лишь Всевышний ответит (на эти сны) во благо фараона". К чему Йосефу эта излишняя скромность, ведь речь идет о его жизни и смерти?
Для того, чгобы понять ответ Йосефа на вопрос фараона, нам необходимо сначала ознакомиться с мнением мудрецов Талмуда о том, почему же наша недельная глава начинается со слов "И было по прошествии двух лет". Они отсылают нас к событиям двухлетней давности - разгадкам снов министров, вместо того, чтобы подчеркнуть, что пришло время освобождения Йосефа из двенадцатилетнего заключения?
Талмуд дает поразительный ответ. На самом деле Йосеф должен был провести в тюрьме лишь десять лет, а два последних года явились для него дополнительным наказанием! Удивительно почему? Объясняя это, Талмуд приводит слова пророка Исайи: "Благословен человек, полагающийся на Всевышнего, и "Проклят человек, полагающийся лишь на человека".
Тора учит нас, что человек должен приложить усилия в рамках законов физического мира, но в то же самое время помнить, что результат зависит от многих объективных факторов, помимо нас. Это - кажущиеся случайными стечения обстоятельств, удача или судьба. Впрочем, Тора называет это благословением Всевышнего.
Больной идёт к врачу, надеясь на выздоровление, бедняк отправляется на поиски работы, а узник, если может, прилагает усилия для споего освобождения. Однако каждый из них предпринимает не только физические усилия, но и вкладывает в них частицу своей души, свою веру в благословение Всевышнего.
Талмуд учат, что, очевидно, когда Йосеф, просивший министра о спасении из тюрьмы, полагался на самого министра, а не на Всевышнего, Йосеф видел в министре спасителя, а не всего лишь инструмент спасения. Великий мыслитель прошлого столетия Иосиф Бер Соловейчик, основоположник плеяды брестских раввинев, развивает эту мысль. Каждый человек должен найти правильный, оптимальный лишь для него баланс между верой и усилием.
Чем меньшей верой обладает человек, тем больше усилий ему приходится прилагать для достижения цели. Верно и обратное. Чем сильнее, больше вера человека, тем меньше усилий он должен предпринять.
Неслучайно Талмуд утверждает, что "работа праведников, делается за них (как бы случайно) руками других людей". (Вспомните, например, разгром армии угрожавшего Израилю Саддама Хусейна силами коалиции, включавшей и враждебные еврейскому государству арабские страны, или ирано-иракскую войну, когда враги Израиля воевали друг с другом).
Возможно, что для нас, на нашем духовном уровне, просьба о спасении из тюрьмы явилась бы вполне нормальным и естественным средством освобождения. Однако для Йосефа, которого сама Тора называет праведником, и эта просьба к министру становится тонким грехом - неприемлемым несоответствием его высокому духовному уровню. Для праведника Йосефа обратиться к министру значило выразить недостаток собственной веры, проявить излишнюю суетность. Потому освобождение Йосефа откладывется на два года. За это время он усвоил уроки жизни, сделал необходимые выводы, как и полагается праведнику.
Неслучайно, отвечая на вопрос фараона о способностях разгадывать сны, Йосеф даёт не самоуверенный ответ: "Да, я умею", а иной: 'Это не от меня. Лишь Всевышний ответит (на эти сны) во благо Фараона".
На забудем, что каждый из нас может оказаться в экстремальной ситуации, потеряв надежду на успех, понадеявшись лишь на свои усилия.
Эти моменты до конца прочувствовали безнадежно больные или солдаты, оказавшиеся в горящем танке.
В минуту отчаяния в сердце человека пробуждается мольба о спасении, вопль, обращенный ко Всевышнему.
Тогда человек способен победить любой, даже вбитый в него с детства атеизм. Однако Тора учит нас обращаться ко Всевышнему и в повседневной жизни, наполняя действия наших рук верой души. В этом случае успех не только материально обогатит человека, но станет благословением, одухотворит, возвысит и еще больше укрепит его в вере.


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria