Изабелла  Белят

Путешествие на Иерусалимском троллейбусе

Выставка  художника Леонида  Грольмана
 
Людям всегда было недостаточно, своей, казалось бы, мало изученной и  плохо освоенной земли,  их тянуло  дальше, за горизонт,  и выше, за облака. Важна не цель, а состояние  одухотворенного порыва, не результат, а мечта и надежда, жажда неизведанного, скрытого. Инстинкт динамического нетерпения открывает новые миры: стремиться, двигаться  - плыть, лететь, ехать, все равно куда, зачем и на чем. Хотя бы и на троллейбусе. А почему бы и нет?.. Мир насыщен божественными энергиями, токами жизни, и дуги троллейбуса, как рога животных,  впитывают их неисчерпаемую благодатную силу, остается оседлать вагончик и мчаться. Эта замечательная идея осенила художника Леонида Грольмана в Иерусалиме,  городе,  где совершались чудеса, где   воскрешали мертвых, и где троллейбуса  никогда не было и не будет, разве только в качестве фантома, как ковер - самолет или летучий голландец. Тем и хорош этот вид передвижения, что легко управляем творческим  воображением и ему доступны любые дали. Да и каким иным способом можно соединить разные исторические и мистические уровни этого мирового, вселенского града - от  доисторического, подземного до  небесного Иерусалима.  Да, Грольман мистификатор, мифотворец, но миф только поэтический способ осмысления мира.  Конечно, троллейбус это "прикол", игра, ироническая провокация, но не случайная и не простая. Именно тема пути, устремленности в смутную, манящюю даль,  "томления духа", поиска  неведомого сделала  Грольмана художником, заставив его, отказавшись от инженерной должности, начать рисовать, имея опыт только любительского кружка. В нарочито угловатых, в духе старой немецкой  гравюры, рисунках  стало  появляться  изображение фигурки - возможно, alter ego автора, словно заблудившейся в лабиринте городских улиц, паутине дорог, потерявшейся в мировых пространствах. Иногда с этим персонажем случались  приключения, забавные встречи, например, с цирковыми артистами, но нигде он не находил себя и своего места на этой неуютной земле. Затем этот персонаж перекочевал в живопись, он становится свидетелем евангельских сцен, участником карнавала, спектакля, не переставая, при этом, оставаться прежде всего путником, вечным странником, пилигримом, который всегда идет сквозь, мимо, он со всеми и один, везде и нигде, словно существо иной природы, падший ангел, выпаший из обыденного человеческого жизнеустройства. Перед ним расстилаются  бесконечные голубые дороги, нависает холодная синяя бездна, потому что живопись Грольмана окрашивается в меланхолические, щемящие ночные тона и ее драматическая нотка звучит еще более обостренно.     
Мифологема " пойди туда, не знаю куда",  блудного сына ( " и создал его и наделил свободой воли"), Улисса, т. е. поиска своего пути, познания мира и  себя в мире,  воплощенная не в  традиционной для нее эпической форме, а  в трогательно-маленьких, построенных на тонких цветовых модуляциях картинах, приобретает иное, сокровенное, личностное звучание. Иногда художник "теряет" своего героя и создает метафизические пейзажи, пустынные, с неясными далями,  неизменными мостиками через речушки, дорогами, которые зовут, ждут, тянут. Прежде всего, самого  художника, который поддается соблазну пейзажной живописи, начинает работать на пленере, и открывает для себя  сияние голубого неба, свежесть зелени, цветение садов, такую простую и понятную "joie de vivre", радость жизни. Поверхность его картин оживает под напором уверенных, энергичных мазков.      
Но вот выставка в Доме Кино показывает новую трансформацию излюбленных тем. Художник представляет урбанистический пейзаж - виды  Иерусалима, Одессы, Тель-Авива, Москвы и Петербурга, Эйн - Керема, Кушелевки и Песочного, не исключая, и града небеcного, если иметь в виду изображение сакральных мест ("Золотой свет", "Место", "Немножко неба", "Совсем близко от краеугольного камня"). Автор ласково  называет свои работы - небольшие гуаши на бумаге - "картинками", но все вместе они создают впечатление эпоса, этакого всемирного града, или, как это называют футурологи, глобальной деревни, соединенной проводами и колесами. И еще  любимым персонажем Грольмана - путником, искателем истины или приключений, кочующим по планете. Впрочем, теперь он пользуется благами цивилизации: мы видим его голосующим на дороге ("Попутные транспортные средства"), узнаем среди пассажиров троллейбуса ("Иерусалимский троллейбус") , его глазами видим мелькающие из окна поезда пейзажи ("На подьезде к Москве"). Увлеченный брутальной энергией "денатурализованной" городской среды, Грольман создает новую мифологию - транспорта. Ролан Барт в своих "Мифологиях" замечает, что велогонщик, участвующий в "Тур де Франс", покоряет, поглощает пространство, доминирует над ним  -  в этом  власть и магия подобной техники. Именно средства передвижения  в "картинках" превращают городскую суету  в фантасмагорию: походный броневичок, ковер - самолет, трамвай - лошадка, дворец на колесах, дома, наконец, ("И дома двигаются", "Дома-путешественники"). Поезда взмывают в небо по невидимым рельсам, троллейбусы едут по крышам, целые кварталы передвигаются силой ветра. Возникает невиданной конфигурации и устройства, забавный механизм на колесах под названием "Мыр". И весь этот транспорт,  такой уютный и очеловеченный, напоминает домашних животных (иногда игрушки), он тоже прирученный и становится посредником между людьми и окружающим миром,  делая его душевнее, понятнее и ближе. Троллейбус он всюду троллейбус, что в Иерусалиме, что в Питере.  Грольман, художник- фантазер шагаловского типа, "homo ludens", "человек играющий" представляет город, эту, когда-то, вавилонскую блудницу, исчадие ада, добрым, веселым и нарядным. Сама детская манера исполнения некоторых работ ("Зеленая лошадка", "От дома к дому") - мистификация и розыгрыш, позволяющий наполнить их непосредственностью и яркостью, сочным, звонким цветом. В пределах свойственной мастеру свободной, экспрессивной манеры, исполнение отдельных работ меняется, в зависимости от сюжета. Сакральные мотивы требуют монументальной обобщенности, натурные зарисовки - стремительного, подвижного мазка, торопящегося запечатлеть динамику жизни. И неизменно эти картинки демонстрируют живописное мастерство. От  неведомого, но прекрасного уголка земли Леонид Грольман не только своего героя, но и зрителя ведет по городам и странам.                                                                                  

  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria