А.А.Фейгин

"Отпусти народ Мой"

Мы так многословны во второстепенном и так лаконичны в главном! Самые важные слова нам всегда недосуг сказать до конца. Сколько семей развалилось из-за неумения и нежелания говорить о чувствах, а ведь, казалось бы, слово денег не стоит и усилий не требует.
Все самое главное идет под нож краткости, по слухам - сестры таланта. Даже слова Торы, к которым ни убавить, ни прибавить. Скажем, ветераны еще помнят некогда столь милый нашему сердцу лозунг: «Отпусти народ мой!» Эти слова, собственно, вывели нас, русских евреев из рабства. И не будет преувеличением сравнивать наше рабство с египетским: ведь пророк Иермиягу сказал: «Вот, приходят дни, сказал Всевышний, когда не скажут более «Жив Всевышний, выведший сынов Израиля из земли Египетской»,- но будут говорить: «Жив Всевышний, выведший их из земли Северной и других стран, в которые изгнал их».
Только вот неувязка: цитата, ставшая лозунгом движения за освобождение советского еврейства страдает рядом неточностей. Прежде всего, буква «м» в слове «мой» должна быть заглавной. Это не народ Моше (при всем уважении к отцу пророков), но народ Всевышнего. И не Моше просит у фараона вольную для своего народа, а Творец требует отдать Ему народ. Причем с вполне определенной целью: «Отпусти народ Мой и будут они служить мне!»
Это отнюдь не второстепенный нюанс, вспомним: Иоше и Аарон говорят фараону: отпусти народ, чтобы могли мы совершить жертвоприношение в пустыне. Слова о жертве - не уловка, а суть дела.
У рабов есть хозяин, но нет Хозяина. Тот, кто открыл Б-га и отдал себя в Его руки - свободен. Маленькие земные хозяева,- от плантатора в Алабаме до Сталина в Кремле,- могут лишить человека жизни, но не могут отнять у него свободу. И тот, кто идет в пустыню не на прогулку, а «совершить служение», этим поступком заявляет фараонам о своей свободе.
История нашего Исхода из Северной страны требует продолжения. Зачем мы тронулись с места? Можно ли оправдать великую ломку только тем, что «все побежали - и я побежал»? Некоторые бежали потому, что «там» им было плохо. Кому-то жилось впроголодь, кому-то затыкали рот, другим просто было дискомфортно. Но и те, кому в России было хорошо, и, даже те, кому было плохо, все без исключения должны найти ответ на вопрос: куда они приехали и зачем?
О раби Натане из Чегирина рассказывают, что однажды утром он проснулся в холодном поту и сказал домашним: «Мне снился страшный сон и я решил в корне изменить свою жизнь». Каково же было удивление домашних, когда р. Натан рассказал им свой сон: он видел себя идущим в пекарню за свежими булочками. «Разве это кошмар?!» - недоумевали близкие. «Разумеется»,- ответил р. Натан,- «разве только для того я родился, чтобы покупать булочки?!»
Вот и нам, кажется, пора задуматься: для того ли мы сменили Дальний Восток на Ближний, чтобы ходить в пекарню за свежими булочками. Фараон рухнул и СССР рассыпался в прах, требование «отпусти народ Мой» поневоле было исполнено. От нас зависит, исполнится ли венец этого стиха: «чтобы служили они Мне».

Великая суббота.

Нынешняя суббота - особая, известная как Шаббат а-гадол, что означает великая суббота. Каковы истоки этого названия, и почему оно звучит шаббат а-гадол, а не шаббат а-гдола (ж .р.)?
Крупнейшие авторитеты галахи дали несколько объяснений на эти вопросы. Мы приведём наиболее известное.
Первый Песах, который евреи отмечали ещё в Египте, пришелся на четверг. В 10-й день месяца Нисан который в том году пришёлся на субботу, Б-г повелел евреям заготовить ягнят для пасхального жертвоприношения. Как известно, в Египте барашек был священным животным. И вот в ту субботу евреи, уже в четвёртом поколении рабы фараона, осмелились взять египетских божков и привязать их к ножкам своих кроватей. Изумлённые и возмущённые египтяне стали спрашивать, что это всё значит.
Евреи отвечали, что готовят ягнят для пасхального жертвоприношения Б-гу, который поразит Египет десятой казнью: гибелью всех первенцев.
Первенцы не только не посмели тронуть евреев, наоборот, они пошли к фараону и стали требовать отпустить евреев. Когда он отказался, то первенцы подняли восстание и перебили многих египтян.
Для евреев это было чудом. Память о нём сохраняется в обычае праздновать Великую Субботу, которая названа так в честь этого события. Во многих общинах в эту субботу принято читать Агаду (начиная со слов: "Рабами были мы...").

Путь к подлинной свободе.

Письмо Любавичского Ребе к празднику Песах.
Праздник Песах - праздник нашей свободы, - содержит уже в своём названии напоминание и разъяснение смысла понятия "свобода", понятия столь замусоленного, что мы даже не задумываемся о его подлинном смысле. Праздник Песах не только напоминает нам о смысле свободы, но и разъясняет её подлинное значение во всех трёх измерениях определяющих бытие человека: душа, тело и окружение.
Иными словами, еврей должен быть свободен в каждом из этих измерений, так чтобы между ними не только не было никакой борьбы и противодействия, но напротив, чтобы они дополняли друг друга и гармонически взаимодействовали Только тогда достигается подлинная свобода. Само собой разумеется, что такого рода гармония и подлинная свобода недостижимы, если душа - Б-жественная частица в человеке - порабощена телом, которое вместе с заполонённой душой порабощено окружающей их средой. Совершенно исключено чтобы возвышенная субстанция - душа - прислуживала нижестоящей - телу - и при этом испытывала удовлетворение Душа никогда не смирится с услужением телу.

Достичь совершенства

Из этого вытекает неизбежный вывод, что подлинная свобода достигается лишь тогда, когда нижестоящие факторы, определяющие человеческое бытие - тело и окружение - достигают пика своего возможного совершенств и тем самым достигают близости к душе и её чаяниям. Тогда и душа освобождается от пут, тормозящих её развитие.
Всё сказанное находит своё проявление в истории с египетским рабством и Исходом. Египетское рабство представляло полное порабощение во всех трёх плоскостях определяющих человеческое бытие:
1. Духовное порабощение силами тьмы, безнравственности и аморальности, процветавшими в Египте. По этим причина Египет и назван "срамом земли".
2. Ужасное физическое закабаление, которое сопровождалось каторжным трудом.
3. Полная утрата еврейским народом своего статуса как интегральной части человеческого общества - факт тем более трагичный, если учесть его происхождение от великих праотцев.
Исход из Египта привел, таким образом, к полному раскрепощению во всех трёх плоскостях:
1. Прежде всего, духовное раскрепощение, когда евреи выполнили распоряжение : "Взять барашка и принести пасхальную жертву". Это стало не просто отказом от бытовавшего в Египте языческого культа, но и наглядной демонстрацией его полной несостоятельности.
2. Полное освобождение от физического закабаления - исход из Египта в открытую, с песнями и гордо поднятой головой.
3. Обретение имущественного статуса - еврейский народ покинул Египет с большим достоянием.

Игрот кодэш, том 22, стр. 203



Празднуем Песах!

Чтобы провести седер по всем правилам, постарайтесь по крайней мере ознакомиться с порядком его проведения по Пасхальной Агаде, которая наверняка имеется у всех наших читателей.
Здесь мы вкратце коснёмся только основных моментов проведения Седе - ра. Название "седер" означает регла - мент или порядок проведения пасхаль ного вечера. Каждый момент в этом регламенте важен.

И так, что мы должны выполнить в ходе пасхального вечера?


* Выпить 4 бокала вина (или виноградного сока).
* Рассказать об исходе из Египта, то есть читать Пасхальную Агаду. Нужно заранее позаботиться о том, чтобы у каждого была своя книга.
* Съесть требуемое количество мацы. * Съесть горькие овощи (хрен, листья салата).

И, конечно, быть весёлым, радоваться празднику - ведь сам Все-вышний радуется вместе с нами!

Праздновать по царски.

На древнем Востоке только богатые и свободные люди ели "по царски": полулёжа, опершись на руку. Каждый из нас должен почувствовать себя свободным человеком в пасхальную ночь. По этому мы пьём традиционные
4 бокала вина и едим мацу полулёжа, опершись на левую руку.

Кеара

Перед ведущим седер на кеару - праздничное блюдо - кладут 3 мацы, между которыми проложены салфетки. Три мацы накрывают накидкой, на которой разложены "знаки" пасхального седера:
Зроа - обжаренное на огне крылышко или шейка курицы, символ пасхальной жертвы (Зроа не едят).
Бейца - сваренное вкрутую яйцо, символ праздничной жертвы
Марор - горькие травы, хрен и листья салата - символ горечи рабства.
Харосет - смесь молотых яблок, груш и орехов, замешанная на красном вине. По виду напоминает глину, из которой наши предки изготовляли кирпичи в Египте.
Карпас - лук, варёная картофелина. Во время седера эту зелень макают в солёную воду.
Хазерет -тёртый хрен.

4 бокала.

Каждый из участников седера должен выпить 4 бокала вина (или чистого виноградного сока). Каждый бокал ёмкостью не менее 86 мл. Агада.
Традиционый текст, читаемый за праздничным столом, называется "агада" - рассказ. Открывается агада четыремя вопросами, которые задаёт отцу ребёнок.
Весь рассказ о рабстве и Исходе, сопровождающий трапезу, представ - ляет собой ответ на эти вопросы.

Маца

Маца - скудный хлеб, хлеб нищеты - стал символом самой возвышенной веры всего еврейского народа.
Именно мацу ели евреи, выходя из Египта, покинув насиженное место и всецело полагаясь на Все-могущего.
Что такое маца "шмура "? Маца "шмура"эт маца, испечённая из муки, которую оберегали. От чего надо оберегать муку для Песаха? От влаги, которая может привести к образованию "хамеца ". Муку для выпечки мацы "шмура", оберегают от влаги со времени жатвы пшеницы. В ходе Пасхального Седера желательно есть мацу ручного изготовления. Это маца, все этапы изготовления которой: замешивание, размятие, раскатывание и выпечка делаются евреями во имя выполнения заповеди. Такую мацу ели также и наши прадеды.
Во время Пасхального Седера мацу едят как минимум 3 раза. Каждый раз следует съесть минимум 27 грам мацы (примерно треть одной большой круглой мацы).
1. После второго смывания рук и благословений "...амоци лехем... " и "...аль ахилат маца".
1. "Корех" - сендвич из мацы и горькой зелени и наконец:
3. "Афикоман"- при завершении пасхального ужина. Афикоман.

В память о пасхальном жертвенном ягнёнке, который завершал пасхальную трапезу наших предков в период Иерусалимского Храма, мы завершаем седер афикоманом - куском мацы, после которого нельзя есть и пьют только третий и четвертый бокалы вина. Афикоман должен быть съеден не позднее полуночи (точное время можно выяснить в местной синагоге).
Пасхальный Седер мы завершаем словами, в которых выражаем своё ожидание грядущего избавления:
В будущем году - в Иерусалиме!

"Восхождение" №656, 8 нисана, 10.04.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria