А.А.Фейгин

Предпочтение - действию

В древности мудрецы спорили о том, что является более важным для нас - учение или действие. От учителей Талмуда можно было бы ожидать, что они предпочтут учение. Но формула, к которой они пришли все же ставит во главу угла действие. "Велико учение, ибо оно приводит к действию".
С тех пор и повелось у нас так: подумал, но не сделал - не сделал ничего; не подумал, но сделал - сделал. Действие, подготовленное намерением лучше, нежели действие без намерения. Но намерение без действия - вовсе ничто, как велико бы намерение ни было.
В "Ор Тмимим" приведен очаровательный исторический анекдот на эту тему:
Однажды, после того, как Наполеон победил в одном из наиболее значительных сражений, он вызвал своих генералов в главный штаб на пышную церемонию награждения.
Генерал Баварских эскадронов выступил вперед, встал перед Императором на одно колено и произнес:
- Я хочу автономии Баварии!
- Да будет так! - провозгласил Наполеон министрам и чиновникам, окружавшим их,
- Баварии -автономию...
Затем выступил вперед словацкий генерал, встал на одно колено и произнес:
- Свободу Словакии!
- Она будет свободна! - воскликнул Бонапарт.
То же повторилось с арабским и украинским генералами:
- Автономия - Аравии и Украине! - объявил император.
Наконец вышел вперед глава Еврейских полков.
- А Вы, мой верный друг, -спросил Наполеон. - Какую награду Вы попросите за свою храбрость?
- Я бы хотел чашку горячего кофе с молоком и без сахара... две булочки с плавленым сыром и немного семги - отдельно.
Наполеон послал одного из офицеров принести еврею заказ, попрощался со всеми награжденными и покинул комнату.
Тем временем еду принесли, еврейский генерал помыл руки и начал есть, остальные же генералы в изумлении открыли рты.
- Дурак! - воскликнул один из них. - Что за идиотская просьба? Ты мог бы попросить для всего народа богатства и власти! Зачем ты растратил свое желание на несколько булок?
Еврей на секунду перестал есть, посмотрел на него с хитрой улыбкой и ответил:
- По крайней мере, я получил то, что просил.
Означает ли сказанное, что мы всегда предпочитаем синицу в руке журавлю в небе? Вряд ли. Вся наша история говорит об обратном.
Пиня и Зля, на которых мы все выросли, были ли они мечтателями, бездельниками, торговцами воздухом или, наоборот, людьми, которые больше делали (чернила, квас, что еще?), чем думали?
Три последние недельные главы и многие другие, которые за ними последуют, всецело посвящены действию. Всевышний велит, евреи строят, мастерят, ткут, красят. Из среды народа назначены мастера и подмастерья, расстелены чертежи, натянуты основы, забиты колья.
Мечтатели или "делатели"? Пожалуй, если бы Тора с таким же педантизмом описала, как и из чего наши предки строили дома себе, можно было бы с уверенностью сказать - делатели.
Но в том-то и состоит наша древняя загадка, что мы выглядим нелепыми мечтателями ("какой вы народ, если по своему не ругаетесь и сдачи дать не умеете?" 3. Жаботинский), но в конечном - историческом -итоге оказываемся самым практичным народом. Потому что работаем верой и правдой на того Хозяина, который по словам р. Тарфона, платит не скоро, но никого еще не обманул. "Вечный не обманет Израиль",- потому что Израиль не обманул Вечного.

"Восхождение" №650, 26 адара алеф, 28.02.2003
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria