Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши гости
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наш e-mail
  

А.А.Фейгин

ЕЩЕ ОДИН ОТВЕТ

Один из лучших учителей хаси­дизма в прошлом поколении, р. Шмуэль Левитин говорил, что не на всякий вопрос есть ответ, а на те вопросы, на которые можно ответить есть не менее двух пра­ильных ответов.

Один - ответ в привычном смысле слов рассеивает недоумение, выраженное вопросом. Другой - ультимативный, абсолютный ответ - делает сам вопрос излишним, указывая на неправильную посылку или абсурд в самом вопросе.К примеру, учитель спрашивает ученика: «Почему ты опоздал на урок?» Тот может ответить: «У меня была уважительная причина. Вот записка от мамы». Обычный ответ первого типа.

А может ответить и так: «А я вовсе и не опоздал, у Вас спешат часы». Если первый ответ просто соответствует вопросу, то второй делает его излишним, снимает его.

Вопросы об иудаизме, которые приходится слышать от людей, не получивших еврейского воспитания и образования, зачастую тре­буют именно такого ответа: не столько прямого сообщения ин­формации, сколько обнажения скрытой ошибки в самом вопросе.«Когда не было холодильников с морозильной камерой, ветеринарного и санитарного надзора,кашрут был необходим. Но в наше время?!» Кому из нас не приходилось слышать такой вопрос.Есть несколько стандартных ответов, от попытки доказать, что кашерная пища действительно полезна для здоровья, до более «клерикальной» версии: «Так пожелал Всевышний, так сказано в Торе, не нам с Ним спорить». Кстати, оба ответа (и еще с десяток других) верны.

Но важно расслышать в вопросе то, что не сказано вслух. Все те представления и понятия, которые кажутся нам универсальными, имеют вполне определенный культурный подтекст. Русская культура пропитана христианством (это ни в коей мере не утверждается ей в упрек), поэтому и распространенный вопрос о кашруте изначально связан с христианским представлением о мире,Б-ге и религии. Вопрошающему и в голову не приходит, что состав пищи может иметь отношение к религии. Неужели Б-г интересуется такими мелочами?!

Эврика! Это наверняка древняя диета,- думает недоумевающий еврей Осталось только выяснить, эффективна ли она в наши дни или нет. Религия для спрашивающего имеет совершено определенные границы: место ей в синагоге, время - суббота, а деятельные ее проявления: молитва, пост, милостыня. Еда, торговля, политика и все прочее к религии никакого отношения иметь не могут по определению. Поэтому, и наш ответ стоит начинать не с моро­зильников и санэпидемстанции, а с вопроса о границах религии.

Мы верим, что Всевышний сот­ворил все, правит всем и служение Ему должно быть столь же то­тальным, как Его власть. Это и есть иудаизм - тотальная религия. Тело человека в этом контексте не воспринимается как «сосуд греха», оно может грешить, а мо­жет и творить добро. Служить Всевышнему можно и должно не только душой, но и всем, что составляет человека.Еврейское представление о пути человека в этом мире говорит, что нельзя быть ангелом в мгновения молитвы и скотиной за столом в кабаке. Сказано: "На всех путях познай Его". И еще: "Из плоти моей узрю Всевышнего". Нет никакой сферы жизни, на которую мы могли бы повесить табличку "Всевышнему вход воспрещается". Быть достойным человеком во всем и везде в равной мере: в синагоге и на базаре, с книгой или с вилкой в руке, в любви, во вражде, в учебе, на поле боя - этого ждет от нас Творец.

"Восхождение" , 25 ийара 5761 г. (18.05.2001)
Издание Молодежной организации хасидов ХАБАД

http://www.chabad.org.il

  

TopList





Наши баннеры: Новости Аруц 7 на русском языке Новости Аруц 7 на русском языке Дизайн: © Studio Har Moria