Михаил Эзер

"Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?"

Трудно найти что-либо более адекватное для того, чтобы почтить память людей, отдавших свою жизнь за право жить на своей земле, чем пройти по этой земле, открыть, показать ее уголки тем, кто их еще не видел. Трудно найти возможность вспомнить об умершем («естественно») человеке, любившем путешествовать по стране, чем посетить те места, в которых он бывал и, тем более, те, о которых он мечтал и не успел побывать. Трудно найти что либо более естественное для нормального человека, чем желание увидеть еще и еще кусочек своей такой маленькой и такой необъятной, одновременно, страны…
И трудно представить себе картину большего абсурда, которую могут вызвать соединенные вместе три вышеприведенных желания, когда они сталкиваются с позицией госструктур, которые , если мне не изменяет память, существуют для реализации естественных прав граждан страны, чем ту кртину, что пришлось наблюдать в ясное и , не по июньски свежее, утро и день прошлой пятницы, 25 июня на древних холмах Шомрона , на руинах древнего города Арума.
Вот уже более года , как существует прекрасная традиция группы молодых ребят и девушек « Любящие Страну ТАНАХа» организовывать массовые и не слишком массовые походы по разным местам Иудеи м Шомрона в память капитана элитного подразделения « Харув» Шломо Кройзера , жителя поселения Мицпе Иерихо , погибшего со своим младшим братом и двумя друзьями в автокатастрофе возле своего поселения (здесь можно увидеть короткий фильм о его короткой жизни (1983-2007) (http://www.youtube.com/watch?v=WMNJCV7dxpM ). Его друзья и однополчане начали эту традицию. Шломо любил эту землю и отдавал всего себя этой любви – и с автоматом в руках…и с рюкзаком за плечами.
Среди постоянных участников путешествий этой группы был и безвременно ушедший неделю назад из мира житель Рамат-Гана Одед Файник, мечтавший побывать здесь. И его память предполагалось также почтить массовым восхождением на холм Тель –Арума, место связанное с весьма кровавой фигурой в истории Северного Израильского царства – убийцей собственных братьев царем Авимелехом, одну из столиц царства до окончательного перехода ее в Шомрон-Себастию.
По рассказам организаторов экскурсии, вот уже более полугода назад они пытались получить от армии разрешение на поход в эти места (кстати говоря – совершенно безлюдные, соединенные удобными , хотя и крутыми, тропками, проходящими через незаселенные холмы и долины Центрального Шомрона прямо от ферм и домов еврейского поселка Итамар. Сразу хочу сказать, что для жителей Итамара и соседних поселений данные районы – это просто обычный кусочек НАШЕЙ ЗЕМЛИ, на которой еврейские и арабские оливковые поля соседствуют в шахматном порядке, где несколько прохладных родников даруют свою влагу в жаркий день приходящим туда взрослым и подросткам, где кудахтанье кур и мычание коров еврейских ферм, раскиданных на 15-ти километровом пространстве с запада на восток, почти до начала спуска в Иорданскую долину, сливаюется с далекими призывами муадзинов из Аварты или Акрабе… Это место , где ветер и Солнце царят не над искусственно проведенными на карте зонами В или С , а над естественной средой обитания живущих тут людей, не менее естественной, чем улицы Тель-Авива или Нетании для живущих там… И что же может быть важнее, чем помочь ощутить это и тем, кто приезжает сюда?
И если армия не желает стать частью, помогающей решить эту задачу и обеспечить безопасность граждан в реализации своего права пройти по собственной земле – что же, каждый из них может не отказать себе, на собственную ответственность, в самореализации этого права. И то, что в эту пятницу собралось несколько сотен (кажется, шесть групп, человек по 30-50) таких людей, показывает только одно – мы еще продолжаем оставаться нормальным народом.
Прекрасное утро, облака на небе , такие желанные после тяжелых хамсинов прошлой недели – подарок Небес. Холмы на хребте главного водораздела Центральной Горы… «дорога праотцов», библейские имена на каждой горке, фантастической красоты виды, прошлое древней земли и ее настоящее в корпусах коровников и зелени еврейских плантаций… радость ожидания встречи с еще одной точкой своей страны, с новыми людьми, собравшимися сюда издалека – от Тель-Авива до Хайфы, от Шило до Кедумима…
В этот поход я вышел , как «рядовой», с женой и одной из дочерей . Хотя районы Итамара облазил вдоль и поперек, Арума как-то выскочила из моих переходов…да и познакомиться с кучей интересного народа , а такового в подобных походах всегда немало – это тоже здорово ( русская редакция «Аруц 7», привыкшая к тому, что я часто выводил группы в Шомроне, наградила меня титулом организатора и экскурсовода – это ошибка…в этот раз я был простым участником!).
Маршруты разной сложности – от «семейного» до «метивей лехет» (вышедших за 13 км. от горы ) и велосипедистов – экстремалов… Ожидание большого хэппенинга и интересного, уже на вершине горы, для всех, рассказа Двира Равива – прекрасного знатока Шомрона , краеведа и молодого историка… Наша «семейная группа» с молодым экскурсоводом благополучно прошла свои 6 км, насладилась сменой видов вокруг, вдохнула терпкий запах инжира в ущелье, заглянула в парочку древних колодцев, хранящих нам воду зимних дождей, посидели на качалке у одного из таких колодцев, обустроенного в память жителя Итамара Шломо Миллера, погибшего в бою с палестинским террористом , пытавшимся прорваться в поселок в 2004 г…
Но на вершине Аруме (точнее, уже на подьеме на нее) нас ждал сюрприз. Несколько армейских "Хаммеров", полно солдат, офицеров и имеется даже носитель двух «фалафелей» на погонах , назвавшийся Узи (ох , не верится как-то ) – т.е. «сган-алуф» , полковник , собственной персоной, руководившей операцией. Еще на подъеме его подчиненные солдаты пытались запретить движение людей, но на вопрос об основаниях такого запрета ничего связного ответить не могли. Однако, когда, обливаясь потом, последние участники подьема из «семейной группы» (наша группа пришла самой первой) уселись на руины древней крепости в ожидании остальных групп и рассказа и собрались перекусить и попить водички (возраста были от пенсионнного, с палочкой, до мам с младенцами) – стало ясно что «вологодский конвой шутить не любит». Видимо, надежды на то, что группы не дойдут (горы, арабы….каждый может вставить свое) не оправдались, и решено было проучить наглецов по полной…
Не дав ни минуты передыха, всем было приказано валить восвояси …откуда пришли…в противном случае – полиция и МАГАВ уже на подходе, будет только хуже… Робкие просьбы дать передохнуть, покушать -тем более, что раз уж ничего не случилось по дороге, тут , на горе при таком количестве армии , - самое безопасное место (хотел бы понаблюдать ,как «интифадники» из, скажем, Акрабе , полезли бы на крутейший склон, который мы преодолели…) натыкались на решительный отказ с повторением того, что «будет хуже»…Пошли прахом все мои попытки поговорить с командиром, объяснить ему всю бессмысленность такого поведения : раз уж не смогли предотвратить выход из Итамара и двухчасовой переход до вершины – дайте людям отдохнуть, собраться с силами, получить информацию от экскурсоводов…а с организаторами потом разбирайтесь сами (формально, большие организованные группы должны получать от армии разрешения на «зону В», насколько , в реальности, это возможно- вопрос второй ) - участники тут не причем…
Тут я пошел в разнос, заявив офицеру, что как частное лицо, как житель Шомрона, я не нуждаюсь в его разрешениях (в отличие от организаторов) и, с настоящего момента, любой из нас , если захочет, гуляет тут «отдельно» по своей воле и выбору…, и единственным основанием запретить это является статус временой « закрытой военной зоны» .Именно армия – главный суверен в наших районах. В таком случае армия получает формальное право запретить туда доступ любого человека или удалить его оттуда (не будем сейчас вдаваться в то, что должно быть причиной такого решения, насколько оно должно быть оправданно…мой 23-летнй опыт в Шомроне показывает, что мы недалеко продвинулись от описываемых в «Трех Мушкетерах» бланках от короля, куда можно было вписывать нужные фамилии…). Вообще-то ожидал ответа (подобное уже слышал на подъеме от к-то сержанта ), что, мол, арестуем тебя и после 24 часов предьявим данное постановление , коли тыт такой законник.
Но командир был высокого ранга, разговаривал твердо, но вежливо, и за словом в карман не лез, а ,точнее, из оного кармана немедленно извлек необходимую бумагу. Мне доводилось в прошлом видеть, как, на глазах, в такой бланк вписывалось название местности и час ее закрытия (иногда и уже прошедшее время, чтобы получить аргумент для ареста ), но тут все было чисто, район был закрыт с 9 утра пятницы до 9 утра субботы, приложена карта с очерченным вокруг горы кругом (из этого, кстати, следовало, что весь наш предыдущий путь до вершины был вполне легальным ). Подписи и штампы полковника Ицика Бера стояли по всей бумаге. Против лома ….сами понимаете….пришлось осведомиться, куда же нам, бедолагам, идти …. В России, думаю, адрес был бы дан в классической форме, но тут все-таки, Израиль. Начальственная длань указала на крутой спуск по склоны в сторону Итамара … Меня такая перспектива не пугала, я – «местный», у меня на боку мой «люгер» с тремя обоймами, но рядом – обычные «чайники»…ведущий группу экскурсовод куда-то исчез, видимо не желая оказаться под арестом…
Я ожидал, что армия, хотя бы позаботится о сопровождении, даст хотя бы пару солдат, раз уже они так пообеспокоились нашей безопасностью (« вы не представляете, кто тут в деревнях живет» - это был один из аргументов по поводу нашего изгнания), предложит старикам и детям машины или пологий безопасный спуск по грунтовкам, по которым она приехала … часть из них выводила на дорогу в Итамар, но «тиюлит» (автобусик) на плато была предназначена для «навязчивого сервиса» тем, кому будет суждено отправиться в полицию… Когда мы тут же собрались начать спуск, я вдруг увидел, что полковник схватил за руку стоявшего рядом со мной , по его правую руку (я стоял слева ) сына наших друзей – Яшу Вовонобоя, програмиста из Хайфы , и произнес: «А он останется» … Все попытки понять, в чем дело были впустую: " Я его арестую….а будешь приставать и останешься тут еще на минуту – арестую и тебя… и вообще – он находится в закрытой зоне, без разрешения- это и есть основание…" Попытка указать на то, что зона стала для нас закрытой с момента предъявления бумаги, и мы, как раз, и хотим выполнить это решение, напоминала разговор с глухим от рождения, выучившим одну фразу : « Я так хочу, я так решил…». Причем, в сторону, произносились вообще к-то дикие фразы про «солдата – «голанчика», который отказывался от выполнения приказов и устраивал балаган и провокации». Яша, в свое время, действительно отказался от участия в изгнании евреев из Гуш Катифа, точнее, даже от участия в армейском семинаре по подготовке к этому, за что поплатился сержантскими курсами…но в «Голани» он не служил, и история тогда была спущена на тормозах….Может быть у товарища командира были к-то глюки или болезненное дежавю? Или это была информация к саморазмышлению и сопоставлению…мысли вслух?
Яшины нервы не выдержали, и он попытался отскочить в сторону. Что тут началось… Ату его, ату! По меньшей мере четверо, от рядовых до самого командира (прям, Чапай, на белом коне!) помчались за ним, сбили с ног его и кинувшуюся на помощь Асю, маму Яши…я хотел бежать туда…. на мне повисли жена и дочь…Задним числом, думаю, что именно случившееся с Яковом спасло и меня от его судьбы – про меня как-то забыли (уже то, что я рассуждал о правах человека , попросил и получил возможность сфотографировать приказ из рук командира, фотографировал весь этот кавардак, могло стать началом неприятнейшего продолжения….). Схватив Яшу, полковник решил заняться пиаром : пытавшимся что-то выяснить участникам было сказано, что мы,участники и организаторы, разумеется, устроили тут заранее обдуманную провокацию против офицера армии, чтобы дать возможность сфотографировать арест, погоню, хорошо отрепетированное волнение мамаши (да и мамаши ли ?), которая зачем-то (вот правда вопрос!!!) кинулась обнимать и закрывать собою сбитого с ног сына… Товарищу офицеру все яснее ясного… Видимо это уже профессиональное заболевание…или может быть "конфессиональная ненависть" … я склоняюсь ко второму.
Спуск оказался тяжелее подьема , сыпун, крутяк… Со склона видел как наша группа расползлась на несколько , как люди, иногда по двое-по трое идут по направлению к поселку … Счастье, что день был на удивление прохладным, градусов 26-27, и разбросанные по площади впереди нас фермы давали возможность хоть куда-нибудь выйти … Небеса были благосклонны к нам и тем, что , вроде бы, ни с кем не стало плохо, никто не подвернул ногу (у мобильников во многих лощинах не было связи…). По дороге наша группа (человек 15) даже позволила себе заглянуть на красивый родник где плескались подростки из Итамара… А потом – утомительное хождение вдоль забора самого поселка (промахнулись немного, спутав лощину) до ворот, где стояли машины… А потом - дорога домой , вместе с Асей , ехавшей в полицию Ариэля, куда привезли Яшу. Дорога в приближающуюся субботу…и боль…и непонимание…каждый раз приходящее, вот уже много лет…и не перестающее приносить БОЛЬ, обиду …за «державу», за народ, за Землю…. На которой мы все должны быть вместе а не врозь, за которую проливают кровь в армии и наши ребята из поселений, которая так хочет показать себя во всей красе живущим на ней, которая вымощена нашими надеждами и свершениями, и горем потерь, на которой все должно бы быть ПО-ДРУГОМУ…
P.S. после вмешательства членов Кнессета Яшу отпустили под залог в 3000 шек, с подпиской не появляться в «закрытых зонах» и перспективой следствия по «оказанию помех армии и попытке к бегству»… После него привезли еще человек 15 (после нас пришли еще группы, их уже арестовывала полиция ). Судя по рассказам, был проделан еще один грязный трюк: Двир попросил у командира разрешения хотя бы несколько минут поговорить перед пришедшими группами перед их спуском, рассказать о том, где они находятся, об истории места, предложил и солдатам с офицерами послушать (это сразу было отклонено) … Ему, вроде бы, разрешили, но когда он начал говорить - был вскоре схвачен полицией , заявившей, что ни про какие соглашения ничего не знает…а армейцы тоже впали в склероз… (не уверен в деталях, но поверить могу). Для сравнения – после пятничных побоищ арабов и анархистов с армией у разделительного забора в Бильине (там метают камни, бутылки Молотова…) бывает по 5-6 арестованных… об отпущенных террористах-иностранцах с «Мармары» всего лишь выпустивших кишки офицеру – говорить вообще не стоит… Это я так, к слову… для статистики…
"7 канал", 3.07.2010


  • Михаэль Эзер "Избранные места из переписки с друзьями "
  • Михаэль Эзер "Живой музей в Эйн Керем"



  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria