Азад Али-заде

Израильская музыка в Баку

Современная израильская эстрада. Что мы знаем о ней? Практически ничего. Это и естественно. Ведь она никогда не звучала в нашей среде и по сей день в целом остается недоступной для массовой аудитории. Многие, не имеющие о ней даже элементарного представления, полагают, что таковой вообще не существует, а если она и есть, то далека от совершенства. Даже у многих музыковедов, с которыми довелось беседовать, нет четкого представления о ней. Одни считают ее суррогатом восточной музыки, вторые - слабым подражанием американской классике, третьи - отголосками старых еврейских мелодий. Это все в корне неверное, ложное представление! Сегодняшняя израильская эстрада - явление совершенно уникальное, самобытное. Лучшие ее образцы не только не уступают, но и в основном превосходят по своей эстетической красоте любую другую музыку, в том числе и западную-поп. Израильская эстрада - совершенно специфична по своей сути, совсем не похожа на другую. Одни сразу схватывают ее, другим требуется немного времени, для "адаптации". У нее есть, если   можно так выразиться, душа. Вся ее прелесть в самом языке. Иврит как нельзя лучше приспособлен для передачи человеческих чувств, переживаний, он очень естественнен на слух. Этот язык настолько прозрачен, что никогда одного исполнителя нельзя спутать с другим. Потому, что каждый из них настолько индивидуален и уникален, что это своего рода "отдельный микромир".
Назовем имена наиболее популярных израильских поп-исполнителей – грандов современной музыкальной мысли: Мати Каспи, Гали Атари, Шломо Арци, Йехуда Поликер, Арик Айнштейн, Дэвид Броза, Йехудит Равиц, Рита, Гиди Гов, Маргалит Цанани, Рики Галь, Йардена Арази, Дани Сандерсон, Изхар Коэн, Ошик Леви, Илана Авиталь, "Машина", Шалом Ханох, Хаим Моше, Иланит, "Этникс", Иоси Банай, Алон Олеарчик, Нурит Галрон, Офра Хаза. Шломо Гроних, Ариэль Зильбер, Этти Анкри и многие другие. Эта эстрада необычайно богата, колоритна и разнообразна по своей стилистике. Помимо основного направления, назовем его ивритской классикой, каждый человек может найти тут для себя  что-то особое, сугубо личное: от откровенно восточного до бойкого ритмичного европеизированного, от джаза до тяжелого рока, ну и.т.д.   (мелодии, как говорится, на любой вкус).
Израильская эстрада имеет более 50 летнюю историю (получила свое развитие после образования Государства). Поначалу это были молодежные мобильные (самодеятельные коллективы) ансамбли, выступавшие среди халуцим (поселенцев первопроходцев) и армейские коллективы среди них самих. Это группы "Чизбатрон", Нахаль, "Тарнеголим" (Петухи), "Бацал ярок" (Зеленый лук) и др. Впоследствии эти и другие подобные группы трансформировались, изменили свой облик и названия. Их сменили новые поколения - профессиональные музыканты. Одним из основоположников современной еврейской песни считается Саша Аргов, композитор, написавший огромное количество песен для всех поколений популярных израильских исполнителей, начиная от первых упомянутых групп (40-50 лет назад) и кончая самыми последними (много песен С.Аргов в репертуаре Мати Каспи, Арика Айнштейна, Шошаны Дамари, Офры Хазы и др.). Старейший композитор ушел из жизни в 95 году в возрасте 83 лет.
  Нельзя не упомянуть об успехах израильских певцов на       телевизионном конкурсе Евровидения. В 1978 году Изхар Коэн с песней "Абаниби" и в 1979 году - Гали Атари с песней "Алилуя" занимали первые места.
Главная причина нашей неосведомленности об израильской эстраде - это полное (до последнего времени) отсутствие информации о ней. В обыденном понимании еврейская музыка ассоциируется с той, что играют вокруг нас на свадьбах, в кафе и ресторанах. Однако подобные песни, распространенные в странах диаспоры и прежде всего в бывшем СССР, написаны под влиянием музыки народов, среди которых жили эти евреи. Естественно, что они не имеют ни малейшего отношения к сегодняшней израильской эстраде. И язык другой, и сам дух не тот. Конечно, не так то просто в один миг переломить сложившиеся представления и смириться с кардинальным несоответствием музыки, которая играется там и здесь. Впрочем, только непосредственное соприкосновение   с лучшими образцами израильской эстрады поможет читателям - любителям музыки - убедиться в правоте моих слов! Желающие могут близко познакомиться с красотой этой музыки и получить о ней правильное представление. Необходимый материал есть в фонотеке Азербайджанского Государственного Радио.

Азад Али-заде, газета “Коктейль”(Баку), hanoch@azeronline.com




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria