А.Энтова и М.Чигиринский

Ципи Ливни: «Ликуд должен акцентировать национальную идею»

Министр абсорбции Ципи Ливни о социальных программах для репатриантов, гиюре, «Дорожной карте» и освобождении террористов

В дни праздника Суккот вся страна путешествует, но особо переполнена в праздник наша столица. Многие приезжают в Иерусалим с семьей, с детьми, помолиться или развлечься, в гости или в музеи, в парки или на аттракционы. В связи с праздничным шествием центр города был закрыт для личного автотранспорта, поэтому несмотря на то, что на интервью с министром я выехала очень заблаговременно, к министерству абсорбции я подошла точно в срок и увидела выходящую из машины Ципи Ливни в праздничном ярком костюме. А вот Михаилу не повезло, путь из Хайфы дальний, и он по дороге застрял в пробке.
Чтобы не заставлять министра ждать, мы начали с ней разговор не о цифрах и фактах, которые больше интересны мужчинам, а о чувствах.
Начала я c чувства благодарности за то, что г-жа министр нашла возможность срочно выделить деньги в помощь иерусалимской библиотеке для репатриантов. (В прошлом номере нашей газеты было опубликовано письмо о том, что муниципалитет Иерусалима грозит закрыть Центральную библиотеку на русском языке из-за того, что министерство абсорбции, как считает муниципалитет, не выделило обещанную часть помощи библиотеке. Не прошло и недели со дня выхода газеты, как министерство и муниципалитет разобрались между собой, и министерство выделило часть средств на содержание библиотеки. Будем надеяться, что и оставшаяся часть будет выделена во-время. Наша газета уже получила благодарность от директора библиотеки Клары Эльберт и от многих читателей.)
В ответ на слова благодарности г-жа министр вежливо выразила восхищение тем, как много читают новые репатрианты и сказала, что она хотела бы способствовать переводу ивритских книг на русский язык. От обсуждения культуры мы плавно перешли к обсуждению национальных чувств. Новые репатрианты в Советском Союзе были вынужденно оторваны от еврейской культуры, а те, кто приезжает сегодня из свободной России, зачастую оказываются жертвами ассимиляции и не всегда могут похвалиться хорошим знанием еврейской истории и традиций.
- Что делается для исправления этой ситуации?
- Как раз сейчас я приехала со встречи с новыми репатриантами-солдатами. В армии есть курсы по гиюру, которые также посещают и репатрианты-евреи, которые просто хотят узнать побольше о собственной истории и традициях. Мне сказали, что не мешало бы открыть такие курсы и для сабр, которым зачастую не дают в школах достаточно знаний о нашей истории и традициях.


Министерство абсорбции вместе с муниципалитетами и другими организациями участвует в программе организации кружков для новых репатриантов. Например, кружок подготовки к бармицве, цикл встреч с рассказами о еврейских праздниках, лекции о традициях. Эти курсы не носят религиозный характер. Никого силой не заставляют придерживаться традиций, но человек должен понимать, что он здесь делает, что привязывает его именно к этой стране, в которой сегодня достаточно тяжелое положение, какова связь народа Израиля с Эрец Исраэль. По-моему, именно наша национально-либеральная партия Ликуд должна акцентировать национальную идею, подчеркивать, что уважение к собственным традициям и истории - это не вопрос религиозной принадлежности, а вопрос национального самоуважения. Такие партии как Шинуй и ШАС пытаются спекулировать на религиозной теме и сводить все вопросы к религии. Это в корне не верно. Ликуд должен подчеркивать национальный аспект существования Израиля, именно Ликуд должен показать, что иудаизм – это не религия в христианском понимании этого слова, которая отделена от национальности, от традиций и истории народа. Иудаизм – это образ жизни народа, который невозможно сводить исключительно к религии. Я, например, человек не религиозный, но я еврейка, я часть еврейского народа и для меня важно, чтобы Израиль был не только демократическим, но и еврейским национальным государством. Израиль – свободная страна, где не  следует никого принуждать к выполнению традиций, каждый может быть религиозным или нет. Но Израиль должен давать своим гражданам ощущение еврейского национального дома, еврейское самосознание. Например, недавно прошел Йом Кипур. Евреи диаспоры тоже отмечают этот праздник. Но только в Израиле в Йом Кипур вы ощущаете особую атмосферу. Религиозные и светские, подавляющее большинство народа,  придерживаются в этот день традиции. Никто не перекрывает дороги, никто не проверяет – поститесь ли вы в Йом Кипур, или нет, и, тем не менее, никто не ездит, все синагоги переполнены, весь народ ощущает в этот день особую торжественность и единство. Так и должно быть, и Ликуд должен проводить эту политику в жизнь: не важно светский ты или религиозный, это твое личное дело, но все мы – евреи и наше государство должно нести еврейскую национальную идею и служить домом для еврейского народа. Ликуд должен проводить идею национального консенсуса и не допускать религиозных или антирелигиозных политических спекуляций. Когда у государства будет ярко выраженный национальный характер, то и у самих израильтян возрастет национальное самоуважение и новым репатриантам будет гораздо проще интегрироваться в обществе с ясным пониманием ведущих ценностей.
Было видно, что Ципи Ливни очень важна национальная тема, но приехал Михаил и пора было переходить к цифрам.
- Как вам удастся осуществить эти проекты в связи с сокращениями бюджета?
- Как известно в соответствии с проектом бюджета на 2004 год финансирование всех министерств сокращалось на 15%. Однако мне удалось убедить премьер-министра Ариэля Шарона вмешаться и взамен сокращений добавить средства на различные социальные проекты. Было выделено целевое финансирование в размере 85 миллионов шекелей на три года и сумма этих добавок превышает размер тех самых 15% сокращений. У нас единственное министерство, которое на практике не пострадало от сокращений, и все это благодаря Шарону, который считает министерство абсорбции одним из главных. Сокращения будут проведены в штате самого министерства, но проекты помощи новым репатриантом не пострадают.
- Не могли бы вы  подробнее рассказать об этих «социальных проектах»?
В первую очередь это помощь в изучении иврита. На мой взгляд, именно хорошее знание языка - лучшая гарантия успешной абсорбции, в особенности для подростков-олим, которые при нынешней ситуации должны совмещать изучение иврита с общеобразовательной программой, которая и так тяжела, это я знаю по собственным детям, учащимся в школе. Известно, что из-за недостаточного знания языка многие дети репатриантов бросают школу и вернуть их обратно очень нелегко. Незаконченное среднее образование мешает их дальнейшему продвижению в жизни. Намного легче и дешевле для общества помочь подросткам-олим в начале пути.
Кроме того помощь в трудоустройстве и переквалификации также направлена на поднятие благосостояния олим. Среди новых репатриантов в среднем меньше безработных, чем в других слоях населения, но важно чтобы люди работали по специальности. Это важно и для эффективности экономики и для самочувствия репатриантов.
Очень важно, что мне удалось отстоять программу помощи учёным - олим  КАМЕА, с помощью переведения этой программы в ведение моего министерства.     
После трудоустройства самое важное для новых репатриантов – это жилье. В проекте было запланировано 30% сокращение тех пособий, которые сегодня получают пенсионеры репатрианты на съем квартиры. Мне пришлось потратить немало усилий, чтобы отстоять это пособие, которое в итоге будет снижено только на 7% как и пособия коренных израильтян. Срок предоставления машканты не был сокращен до семи лет, сегодня он 10 лет, а для тех, у кого уже прошло 9 лет со дня приезда, есть еще дополнительно 3 года.
Для «олимовских» неполных семей мне удалось добиться существенного преимущества по сравнению с неполными семьями коренных израильтян. В проекте бюджета указывалось, что пособие на съем квартиры будет устанавливаться в зависимости от дохода такой семьи. Я настояла на том, чтобы  «олимовские» неполные семьи могли зарабатывать на 25% больше (без ущерба для получения пособия), чем такие же семьи коренных израильтян.  
- Как же Вам это удалось?
Да, это было не легко. Мне пришлось объяснить, что «русские» матери-одиночки зачастую работают больше по сравнению с коренными израильтянками и поэтому их доходы естественно выше. Конечно, нельзя наказывать человека за то, что он работает, а наоборот, надо его всячески поощрять.
Также было нелегко добиться того, чтобы право получения репатриантами машканты было сокращено не до семи лет пребывания в стране, как предполагалось в проекте бюджета, а до десяти лет. Кроме того удалось увеличить льготную машканту для репатриантов вместо отмененного подарка к машканте.
- Есть еще какие-то новые программы?
- Конечно. Например борьба с подростковой преступностью, с наркотиками, эта программа будет разрабатываться совместно с министерством образования.
Мы будем так же разрабатывать интернет-сайт министерства. У нас есть сайт на иврите, русском, на других языках. Мне хотелось бы расширить возможности помощи предоставляемой по интернету, например, помощь в поиске работы, жилья и др. Эту информацию новый репатриант может получать еще до переезда в Израиль.
Кроме того, в связи с расформированием министерства религий обучение перед принятием гиюра, то-есть все ульпан-гиюры под руководством рава Друкмана так же переходят в ведение министерства абсорбции.
- Но ведь хотят пройти гиюр только очень небольшая часть приехавших неевреев.
- Не следует никого заставлять, но нужно создать все условия тем, кто хочет.
- А что вы думаете о том, что многие приезжающие в последнее время по Закону о возвращении не только не являются евреями, но и не хотят иметь ничего общего с еврейским народом?
- Мое министерство называется министерством абсорбции и моя задача принять каждого, прилетающего в аэропорт Бен-Гурион. Кто хочет стать частью еврейского народа, тому следует помочь. Про остальных у меня может быть свое частное мнение, но как министр я обязана помогать всем.
- Отвлечемся теперь от вашей должности министра абсорбции.  Каковы ваши глобальные  цели и задачи в политике?
Я пришла в политику в 95 году, под влиянием ужасающих последствия соглашений Осло. До этого работала адвокатом. Свои клиентам заключающим договоры я всегда твержу: не передавайте ключ от дома до тех пор пока вы не получите все, что вам обещали. Договор Осло – это ошибка, когда мы передаем и передаем не получая ничего взамен. Проблема Ликуда и всего правого лагеря, что мы все время говорили «нет» левым инициативам, но не предлагали никакой позитивной альтернативы.  ( Ради исправления этой ошибки сегодня в национальном лагере выдвигаются как минимум две программы. Одна – программа Бени Элона (Моледет), вторая, выдвинутая внутри самой партии Ликуд - программа фракции «Ерейское руководство» под председательством Моше Фейглина.) 
- В свете этого, как вы видите проблему «палестинского государства», «Дорожной карты» и освобождения террористов, за которые вы голосовали?
-   Мы освобождали только тех, у кого «руки не в крови». Ну кто мог знать, что один из этих террористов после освобождения пойдет и убьет ребенка? Я считаю, что освобождать террористов можно, если правильно выбрать критерии. В договоре Осло плохо то, что прежде чем объявлять палестинское государство, нужно было договориться, о том, что не будет возвращения беженцев. Вот если бы договор был составлен правильно, тогда можно было бы объявлять палестинское государство. Палестинцы должны бороться с террором, как указано в «Дорожной карте», а также отказаться от возвращения беженцев, а этого в «Дорожной карте» не указано, и это ошибка, которую нужно исправить. Нужно также договориться по поводу поселений, Иерусалима, безопасности и др. В принципе я принимаю концепцию договора с палестинцами и палестинское государство, но его границы должны обеспечивать безопасность.

"Голос" - газета олим Ликуда, 10.2003


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria