Елена Римон

Идеология тачки, или
Технологии накопления энергии в перевернутом мире

"Комическое – это "переворачивание" высокого и прекрасного".
Гегель, "Эстетика"

1. Я видел перевернутый мир

В двух трактатах Вавилонского Талмуда ("Бава Батра" и "Псахим") появляется один и тот же герой – рабби Йосеф, сын известного аморая рабби Иегошуа бен Леви (начало 3 в. н.э.). В отличие от своего прославленного отца, героя многочисленных рассказов Талмуда и мидрашей, раби Йосеф в свое время был гораздо менее популярен, и о нем повествует только одна короткая история. Но зато она очень известная, она упоминается очень часто во всей еврейской литературе с 3 века до наших дней.

Дело было так. Рабби Йосеф потерял сознание и, судя по описаниям, пережил что-то вроде клинической смерти. Через некоторое время он очнулся. Его спросили: "Что ты видел?" "Олам афух раити", "Я видел перевернутый мир", - сказал рабби Йосеф.

Читая израильскую прессу, особенно на русском языке, и особенно про НДИ, часто вспоминаешь это выражение. То ли мы сами не заметили, как оказались в каком-то ином мире, то ли "перевернутым" оказался наш собственный мир.

В декабре 2014 года партия "Наш дом Израиль" опубликовала на своем сайте текст под названием "Манифест Либермана". Читая этот манифест сегодня, хочется протереть глаза и понять, на каком ты свете - может, уже на том, с которого вернулся рабби Йосеф?

В "Манифесте Либермана" конца 2014 г. немало занятного и злободневного. Например: "Необходимо обеспечить полное разделение властей. Каждая ветвь власти должна исполнять свои функции и только их. А именно: Правительство – править; Кнессет – принимать законы; Суд – судить на основе этих законов".

Но нас в данный момент интересует другой аспект израильского общества. В первой главе Манифеста (под заголовком " Государство Израиль – национальный очаг еврейского народа. Сохранение еврейского характера государства – одна из главных задач") сказано буквально следующее: "Если Государство Израиль – не государство еврейского народа, то жить в нем попросту нет смысла, – на свете есть куда более комфортные для проживания места. […] На практике признание Государства Израиль государством еврейского народа означает, что при столкновении принципов демократии с необходимостью сохранения еврейского характера государства, последнее – сохранение еврейского характера – важнее. Именно этим принципом – приоритетом еврейского характера Государства Израиль - руководствовались основатели нашей страны. Поэтому и приняли они Закон о возвращении, действие которого распространяется исключительно на евреев. И это обстоятельство вовсе не делает Израиль менее демократичным. Любое государство вправе и обязано оберегать свою самоидентификацию. […] Так же и в Израиле мы имеем полное право беречь национальный, еврейский характер нашего государства, и это право не подлежит никаким сомнениям и толкованиям. Отсюда вытекает и наш подход к проблеме взаимоотношений  религии и государства. Поскольку уникальной особенностью еврейского народа является абсолютное тождество религиозной и национальной принадлежности, еврейская религия не может быть декларативно отделена от еврейского государства". Заканчивается этот манифест бодрым утверждением: "Так уж у нас, в НДИ, заведено – мы готовы, когда и если надо, плыть против течения". (https://ndi.org.il/manifest-libermana/)

Видимо, в какой-то момент либо что-то перевернулось, либо Либерман вместе со всей своей партией поплыл против какого-то другого течения. Потому что буквально рядом с этим текстом (который я лично одобряю всей душой) на том же самом сайте размещен еще один текст, датированный 21.03.2023 под названием, набранным кричащим капслоком и огромными буквами: "ОТДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ ОТ ГОСУДАРСТВА — ЭТО ЗАДАЧА НОМЕР ОДИН!"(там же).

Я считаю, надо отдать должное смелости (или наглости? как правильнее сказать? тут тоже перевертыш) партийных агитаторов. Они не стали исподтишка снимать с сайта "Манифест" 2014 года, а опубликовали перевернутый манифест рядом с предыдущим. Без всяких объяснений. Дескать, толкуйте как хотите. Мир перевернулся, но почему? Может, кто-то пережил клиническую смерть, но не нашел нужным сообщить нам об этом? Тайна. Загадка. Но – переворот налицо. Через некоторое время этот текст исчез таким же загадочным образом, как появился и - вновь без всяких объяснений - возник на сайте НДИ под рубрикой "БЕЗ РУБРИКИ". (Любопытно, что в "Программе партии", опубликованной на этом же сайте, эта формулировка отсутствует).

И вот, после этого переворота, господа, множество публикаций в русскоязычных СМИ как будто доносятся до нас из какого-то перевернутого мира. Не говоря уже о читательских комментах, которые непривычного человека могут прямо-таки напугать.

2. Грозное кошерное электричество

Например, недавно на сайте "Вестей" появилась серия статей о так называемом "кошерном электричестве". Первой была редакционная статья без упоминания имени автора под названием "Министры утверждают "кошерное электричество" для ортодоксов: чем это грозит".

Статья начиналась и вправду грозно: "Лишь в минувший четверг в Израиле прошли протесты против попыток правительства освободить ортодоксов от службы в армии - и вот новая инициатива".

При помощи такого незатейливого, но убедительного риторического приема "Вести" умудрились одновременно намекнуть на то, что с "новой инициативой" выступают исключительно ортодоксы, встроить эту "новую инициативу" в контекст "старинного спора славян между собою" и придать ей оттенок угрозы. Далее следует разъяснение: "Правительство на воскресном заседании планирует утвердить решение о строительстве аккумуляторных станций в Бней-Браке. Это позволит ультраортодоксам получать так называемое "кошерное электричество". Противники этой программы утверждают, что результатом станет подорожание электричества для светских граждан". Панические заметки о безумных претензиях ортодоксов на "кошерное электричество" появились и на других русскоязычных израильских сайтах.

Чтобы читатели поняли, о чем, собственно, идет речь, приведу здесь выдержки из статьи, опубликованной полгода назад на достаточно солидном финском сайте Scholarly Community Encyclopedia ("Энциклопедия научного сообщества). "Быстрый рост населения мира и индустриализация привели к увеличению потребления энергии. Данные Международного энергетического агентства показывают рост энергопотребления более чем на 36% за последние 20 лет […] Ключевой особенностью работы системы электроснабжения является неравномерность потребления мощности во времени. Неравномерное потребление электроэнергии в дневное, недельное и годовое время требует работы производственных объектов с одинаковой неравномерной нагрузкой, вследствие чего оборудование изнашивается и портится. […] В последние десятилетия наблюдается тенденция к переходу на возобновляемые источники энергии, но их мощность зависит от погодных и бытовых условий. Эти факторы определяют актуальность исследований и разработок в области технологий накопления энергии" (https://encyclopedia.pub/entry/39105).

Израильская журналистка Галит Дистель-Атбариан, член Кнесета от партии "Ликуд", опубликовала "твит" на эту тему.

    "Вот несколько фактов, которые могут помочь вынести суждение о "кошерном" электричестве:

    1. Цель реформы – предотвращение перебоев в подаче электроэнергии, возникающих в часы пик. Аккумулирование электроэнергии в более спокойное время будет использоваться как источник электроэнергии в часы, когда наши кондиционеры работают на максимуме.

    2. Хранение электроэнергии не будет стоить населению ни одного шекеля. Наоборот, оно предотвратит убытки от неожиданных отключений электричества. (Министр энергетики Исраэль Кац заявил однозначно, что для строительства и функционирования накопительной станции НЕ БУДУТ повышены тарифы на электроэнергию. О том, на какие средства будет осуществляться строительство см.: https://www.9tv.co.il/item/57458 - Е.Р.)

    3. Накопление и хранение электроэнергии никаким образом не может помешать конкуренции.

    4. Накопление и хранение электроэнергии поможет значительно сократить использование шумных генераторов, загрязняющих окружающую среду.

    5. Создание запасов электроэнергии и ее хранение - одно из важных направлений развития энергетики во всем мире. Израильские компании, которые в настоящее время работают в этой области, станут экспертами на международном уровне.

    6. Создание и хранение запасов электроэнергии - это элегантное, умное, эффективное, инновационное и экологичное решение ряда важных технологических и финансовых проблем, изначально не имевших никакого отношения к Израилю и иудаизму".

Читатель, возможно, скажет: "Стоп, стоп… Если речь идет о накоплении энергии, то при чем тут "кошерное электричество"? Как это электричество может быть "кошерным"?

Тут необходимо разъяснение, которое читателям Галит не нужно, но по-русски, видимо, без него не обойтись. Дело в том, что этот новый тренд, кроме разных других проблем, решает старую еврейскую галахическую проблему. С тех пор, как в быт израильтян вошло электричество, не только ультраортодоксов, но вообще всех соблюдающих евреев в еврейском государстве беспокоила мысль о том, что в субботу им приходится пользоваться электричеством, произведенным на электрических станциях, на которых с высокой степенью вероятности могут работать евреи.

Пользоваться результатами труда евреев, нарушающих субботу – все равно что самим ее нарушать. Но и без электричества обойтись трудно. Поэтому в религиозных районах давно вошли в употребление небольшие субботние генераторы – дорогие, ненадежные, а иногда и реально опасные для пользователей. К тому же во время работы они неприятно дребезжат, стучат и гремят, мешая наслаждаться субботним покоем. Теперь, когда появилась возможность создавать и хранить запасы электроэнергии, в этих жутких приспособлениях больше не будет необходимости. Одно из множества полезных следствий новой технологии – то, что суббота станет выходным днем для служащих электростанций. А соблюдающие евреи смогут не беспокоиться о том, насколько кошерно то электричество, которым они пользуются в субботу. И, таким образом, новая технология, наряду с улучшением охраны окружающей среды и повышением надежности электросетей, заодно решит одну из старых еврейских галахических проблем и сделает еврейскую субботу еще более спокойной и безмятежной.

Но главной темой нашей статьи является не само техническое новшество, и не его технические подробности. Тема данной статьи - отклик на это новшество русскоязычной израильской прессы.

3. Революция в энергетике на арене цирка

Бывший член Кнессета от партии НДИ и бывший глава финансовой комиссии кнессета Алекс Кушнир откликнулся на появление новой технологии в статье под заголовком "Строительство аккумуляторных станций в Бней-Браке позволит его жителям получать так называемое кошерное электричество. Но как отразится это на кармане прочих граждан?" По мнению Кушнира, отразится оно трагически. "Понятно, что этот абсурд возможен только в правительстве, захваченном религиозными радикалами (курсив мой - Е.Р.), которые хотят показать избирателям свои достижения. А платить за это будем мы с вами". (https://www.vesty.co.il/main/opinions/article/bkbwmyb4n).

По-моему, этот текст Алекса Кушнира по силе комического эффекта может сравниться только с его же бессмертным сольным номером о миквах. Израильтяне еще не забыли невероятное предвыборное выступление Алекса Кушнира, в котором он разъяснял, что очереди в больничных кассах – прямое следствие происков раввинов, которые, дескать, заставляют верующих евреек после миквы делать проверки у гинекологов, и все за счет больничных касс! "За счет тех, кто месяцами ждет очереди на анализ!" - негодовал Кушнир. В смысле, очереди к глазным врачам и к специалистам по лечению простаты – все это последствия пагубного требования раввинов к женщинам непременно посещать гинеколога после миквы... По правде говоря, ничего подобного в массовом порядке никогда не бывало – ни в прошлом, ни в наши дни, и галахи такой нет и никогда не было… но какое это имеет значение? "Что же будет дальше? - вопрошал Кушнир, - они будут останавливать мужчин на улицах и проверять у них обрезание"? (https://www.youtube.com/watch?v=1usJkMNHuDM)

Поскольку весь этот ошеломляющий текст был самим Кушнером дублирован на иврите, израильтяне и израильтянки (среди которых, вы удивитесь, очень многие посещают микву, даже те, кто больше ничего не соблюдает), получили возможность вместе с "русскими" покатываться со смеху над этим выступлением – и до выборов, и во время выборов, и после них в течение долгого времени и до сего дня. Та же судьба, вероятно, суждена и статье Кушнера о кошерном электричестве - ее не скоро забудут.

Не меньшими эстетическими достоинствами – полетом фантазии, силой художественного впечатления, а главное, искрометным юмором – отличается выступление на тему электричества бессменного лидера партии НДИ г-на Авигдора Либермана:

"Решение правительства утвердить проект "кошерного электричества" – еще одно безумие на пути к государству Галахи", - пишет в своем ФБ глава НДИ. - 75 лет все эти "праведники" обходились без "кошерного электричества", а тут вдруг стало необходимым. По прихоти дельцов из ШАС и Яадут ха-Тора счет за это электричество оплатит средний класс, ведь создание резервуаров электроэнергии в сочетании с повышенными тарифами в будние дни и низкими тарифами по субботам обойдется гражданам Израиля в миллиарды". (https://www.vesty.co.il/main/article/bkffz24e3).

Мотивы этого сольного выступления Либермана тут же подхватил многоголосый хор постоянных комментаторов "Вестей".

"Ужас, весь этот праздник за наш счет" (Janeta Anikewich, сопрано);

"Чем дальше, тем страшнее. А ведь их увеличивается в геометрической прогрессии" (Мария Гребелькес, бас профундо);

"Мы все заплатим за очередное пирожное для досов" (Breigin Raya, колоратура).

"Зачем им вообще электричество? - развивает этот мотив комментатор под ником "Борец За Справедливость" (баритон). - Разве электричество было 5 тысяч лет назад? Вот пусть и сидят без света и жрут холодное".

"Скажите пожалуйста, как противостоять этому маразму… До каких пор в государстве, созданном европейскими евреями, нашими жизнями будет руководить средневековье" (Ирина Бродская, лирическое сопрано).

"Вы пытаетесь объяснить нашим впавшим в деменцию старцам то, на что им глубоко наплевать. Они озабочены лишь поднятием своего рейтинга среди паствы. Платить за их капризы придется нам". (Марк Бромберг, тенор).

"Если бы эти Чмотричи-Гвиры учили основы физики, они бы знали, что такое квт-час энергии и как он возникает. Проследили бы цепочку от угольной шахты Китая или нефтедобывающей платформы, транспортировку до Израиля, превращение в электричество и т.д. - они бы прожили, как и много веков ранее, без кошерного электричества. И подумали бы об экологии. И задумались бы о легитимности тысяч шабатних лифтов по всей стране. Жалко природу. Жалко отравленный воздух. Жалко наших денег (баритон, речитатив)",

"С этим правительством любая мракобесная идея доступна к реализации" (Alona Zuikov, контральто).

Авторам статьи в Scholarly Community Encyclopedia, конечно, никогда не хватило бы фантазии вообразить, что именно в еврейском государстве состоится премьера захватывающего циркового представления, в котором технологическая проблема накопления электроэнергии превратится в инструмент подстрекательства против религиозных евреев и оболванивания русскоязычных простецов. На глазах у изумленной публики новейшие технологии накопления энергии, с помощью которых израильская энергетика выйдет на новый уровень, легким движением клавиши превращаются в "капризы впавших в деменцию старцев" и одновременно "прихоти дельцов из ШАС и Яадут ха-Тора" [притом, что это далеко не одно и то же[, а также "абсурд, возможный только в правительстве, захваченном религиозными радикалами"; "маразм", "мракобесие и средневековье", "еще одно безумие на пути к государству Галахи" и т.п.

Вот это и есть то самое, что в еврейской традиции называется "олам афух" – "перевернутый мир".

Этот гротескный перевернутый мир воскрешает традиции незабываемых революционных лет и эпохи бодрого сталинского тоталитарного террора. На советских атеистических плакатах этой боевой эпохи передовые рабочие, колхозники и красноармейцы энергично топчут и давят священнослужителей всех культов - и попа с крестом, и муллу в чалме, и раввина в талите. И трактором их плющат, и просто так, сапогами. Задорно так, с комсомольским юморком, только косточки похрустывают. А те все пытаются увернуться или вывернуться, или даже что-то кому-то доказать. Ну разве не смешно? Они такие с крестом или талитом, а на них трактор едет. Вот умора!

Видимо, что-то из той развеселой эпохи все-таки намертво застряло если не в сознании, то в подсознании у детей, внуков, а может быть и правнуков тех комсомольцев. Именно этими подсознательными остатками сталинской атеистической и антисемитской пропаганды промышляют и умело манипулируют руководитель нашего цирка и его труппа.

4. Тачка и лопата как орудия пролетариата

Многие помнят зловещую клоунаду, которой Либерман порадовал зрителей в своем знаменитом телевизионном выступлении в пятничной программе 12 телеканала "Офира и Беркович" в марте 2021 года. Лидер НДИ закончил программу эффектным цирковым номером, заявив во всеуслышание: "Надо погрузить на тачку Нетаниягу вместе с ультраортодоксами и вывезти их на хорошую помойку".

Игривое остроумие этой цирковой репризы, как и следовало ожидать, оказалось недоступным пониманию ортодоксов. Моше Гафни сказал: "Мы, харедим, давно относимся к Либерману как к человеку, который сошел с ума. По-видимому, он хорошо знаком с помойкой и решил ввести ее в общественную полемику". Яаков Лицман добавил: "Ненависть и подстрекательство, которые движут Либерманом, привели к тому, что он сам слетел с катушек в сточную яму. Пусть общественность сама рассудит, стоит ли охота за несколькими голосами полной потери тормозов, логики и здравого смысла. Он опозорился и вызывает сострадание. Призываю юридического советника правительства проверить происшедшее, учитывая, что речь идет о диком и опасном подстрекательстве". Юридический советник безмолвствовал. В который уже раз раввины продемонстрировали полное отсутствие чувства юмора. Не смогли оценить элегантную либермановскую стилизацию в стиле ретро. Откуда же им было знать, что источник этой эффектной аллегории - та же советская антирелигиозная пропаганда эпохи сталинского террора...

На самом деле тачка (или глубокая совковая лопата – вот не поверите, но честное слово, в современных интернет-каталогах домашнего и садового инвентаря данное орудие фигурирует именно под этим названием) – это один из ключевых мотивов советского антирелигиозного дискурса времен сталинского террора. В эту самую тачку, или глубокую совковую лопату, грузят культуру прошлого, чтобы вывезти ее на свалку.

Вот, например, знаменитый плакат 30-х годов 20 века, который так и называется: "В мусорную яму!" Присмотритесь: симпатичный мускулистый молодой рабочий сваливает на глубокую совковую лопату всякий ненужный хлам из прошлой жизни, среди которого, наряду с крестом, иконой и какой-то невнятной статуэткой, можно разглядеть также талит с магендавидом и бокал для кидуша. И вывозит все это в мусорную яму! В хорошую мусорную яму, как пошутил Либерман. "Человечество, смеясь расстается со своим прошлым" (Карл Маркс, "К критике гегелевской философии права"). Умора, да и только.

Но в 20 веке история пошла как-то не так. Не совсем по Марксу. Тем, кто хихикал над этими тачками на плакатах, довольно быстро стало не до смеха, потому что в реальности в тачках оказались их близкие или даже они сами. И возврата из мусорной ямы уже не было, или он занял очень много времени, годы и десятилетия, так что уже и некому стало возвращаться… Оказалось, что история, вопреки Марксу, зачастую расстается с прошлым не с радостным смехом, а с рыданиями. Или вообще молча. Потому что уже не осталось никого, некому ни смеяться, ни плакать, ни вспоминать. Это самое страшное.

А вот еще один плакат с тачкой на первом плане! В тачке каким-то образом уместился чей-то бог, которого бравый работяга вывозит в хорошую мусорную яму под хохот товарищей. На заднем плане – дым заводских труб. В 30-х годах XX века это считалось не загрязнением окружающей среды, а приметой индустриализации и прогресса. Но самое главное – все та же тачка, надвигающаяся прямо на зрителя (судя по ракурсу, зритель, видимо, уже пребывает на помойке). Кажется, вот-вот эта тачка заслонит весь мир. Тачка – это наше все!

Но как же с обратным-то переворотом? По идее, мир должен перевернуться еще раз, должно начаться возрождение?

А вот и нет. Тут все оказалось гораздо сложнее, чем полагали Гегель, Маркс, а затем Михаил Бахтин и Авигдор Либерман. Осмеять, опозорить, погрузить на тачку и выкинуть в мусорную яму то, что создавалось трудом и гением поколений, оказалось гораздо легче не только чем все это создать, но и чем вернуть обратно. Кому это знать, как не выходцам из СССР, которым посчастливилось родиться в государстве победившего социализма.

Вот он, несомненный источник либермановской аллегории. Это советская антирелигиозная пропаганда. Именно оттуда выезжает либермановская тачка – из недавной мрачной, зловещей и кровавой эпохи российской истории. Именно оттуда черпает Либерман (или его советники по пропаганде?) и свою непримиримую борьбу с религией, и свирепую риторику, и варварские метафоры. Оттуда же, из 30-х годов XX века – беспощадная резкость языка и склонность к глобальным обобщениям.

(Заметьте, что пропагандисты НДИ одно время старательно отделяли от харедим "кипот сругот", в смысле, что те плохие, а эти хорошие – учатся, работают, служат в армии. Но как только партии "вязаных кип" вошли в коалицию с харедим – тут же они стремительно испортились, превратились в "религиозных радикалов" и оказались в той же самой тачке).

Вот вам и новейшая технологии накопления электричества… Мы уже поняли, что по логике перевернутых миров, если этот проект осуществляется в правительстве правых, в котором сидят религиозные (не только ультраортодоксы!) – то уж, конечно, в либермановском перевернутом мире это правительство будет не законно избранным, а "захваченным религиозными радикалами" (Алекс Кушнир), а научно-технический прогресс будет "еще одним безумием на пути к государству Галахи" (Авигдор Либерман). Перед риторикой НДИ, умело работающей с ошметками и обрывками антирелигиозной пропаганды в подсознании репатриантов из бывшего СССР, не устоят ни здравый смысл, ни тем более какие-то там непонятные простому народу технологии…

Данный момент уникален тем, что все переворачивается прямо у нас на глазах. Круг завершается: развернутая господином Либерманом (по доселе неизвестной нам причине) война с израильским религиозным еврейством движется к своему логическому финалу и одновременно к своему источнику – к социалистической антипоповской риторике.

А герои борьбы с так называемым мракобесием, держатели тачки и глубокой совковой лопаты, вот они-то и оказались на самом деле не кем иным как врагами научно-технического прогресса, то есть самыми настоящими и подлинными мракобесами, без всяких метафор. Вот он, перевернутый мир! Ну что, разве не смешно? Обхохочешься…  

9 канал, 6.2023

  • Другие статьи Елены Римон




  •     Hosting: WWW.RJEWS.NET Дизайн: © Studio Har Moria